Тождество, нюанс и контраст

Цветовая среда города

Понятия тождества, нюанса и контраста являются еще одними своеобразными типовыми состояниями отношений; они характеризуют степень сходства или различия между однородными свойствами архитектурных форм. Тождество, нюанс и контраст необходимо рассматривать как вариант композиционной связи компонентов, как «стандартное» средство достижения единства архитектурной формы.

Простейший вид композиционной связи между элементами определяется их тождеством, т. е. равенством соизмеримых свойств. Тождество нескольких элементов означает отсутствие их соподчиненности по определенным свойствам.

Однако в этом случае, как правило, находится другое, строго дозированное свойство, в отношении которого происходит дифференциация элементов. Возникает система соподчиненности и, следовательно, начинается формирование архитектурной композиции.

На рисунке 49, а изображены элементы, тождественные почти по всем свойствам, кроме одного — положения в пространстве. Однако дифференциации элементов по одному этому признаку оказывается достаточно для образования простейшей симметричной архитектурной композиции (с учетом доминирования среднего элемента).

Отношения, приближающиеся к повторению некоторых свойств или к сопоставлению близких состояний свойств архитектурных элементов, называются нюансами. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие.

Этим сходством и обуславливается композиционная связь компонентов. На рисунке 49, б изображен ряд элементов, объединенных нюансными отношениями по положению в пространстве и величине. Общий характер соподчиненности элементов в дифференцированных дополнительно по цвету, стал более выразительным.

Отношения пространственных элементов, при которых активно выражено их различие и противопоставление, называются контрастными. Контраст порождается не просто некоторой разностью, а именно полярностью свойств. Так, контрастность измерений элементов пространственной структуры  рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины, в данном случае вверх.

Нельзя считать, что одно лишь наличие тех или иных типовых отношений уже гарантирует достижение художественного эффекта. Выбор тождества, нюанса или контраста не может быть произвольным; он обусловлен идейно-художественными, практическими и конструктивными требованиями к создаваемой архитектурной композиции. Поэтому важно выяснить условия, которыми определяются художественное проявление тождества, нюанса и контраста. Рассмотрим в этой связи несколько примеров композиций.

Среди художественных особенностей Камероновой галереи в Царском селе мы непременно обнаруживаем прием контрастного сопоставления утяжеленной, нагруженной стены первого этажа и облегченного, «воздушного» завершения.

Прием этот, безусловно, был подсказан Ч. Камерону функциональным содержанием проектируемого сооружения, в котором намечалось устройство закрытых помещений в нижних этажах и открытой террасы на верхней галерее.

 Чтобы образно выразить предполагаемое контрастное сопоставление верха и низа сооружения, зодчий выполнил в нижнем ярусе круглые арочные проемы, выделил массивные замковые камни, ввел глубокую горизонтальную рустовку.

Наверху, как на пьедестале, он возвел стройную колоннаду с очень широкими интерколумниями и очень легким антаблементом. Ч. Камерон использовал также цветовое различие: низ галереи окрашен в теплый охристый тон, а верх — в белый. Контраст тяжелого низа и легкого верха объекта выступает здесь не как абстрактное сопоставление отвлеченных качеств архитектурной формы, а как выражение конструктивной системы конкретного сооружения.

В композиции фасада картонной фабрики в Эстанфорсе (Швеция) находим иной вариант отношений между свойствами составляющих элементов. На этот раз подчеркнутыми оказались различия между гладкой остекленной стеной протяженного корпуса и пластичной глухой поверхностью расчленяющей ее вставки.

Одновременно было достигнуто противопоставление преобладающей плоской поверхности остекления и выразительной волнообразной поверхности вставки, рассчитанной на восприятие ветровой нагрузки. Помимо решения функциональной задачи использованные здесь контрастные отношения архитектурных форм позволили добиться и художественного эффекта: волнообразная вставка приобрела значение сильного композиционного акцента.