Ритмический порядок архитектурных элементов

Цветовая среда города

Повторяемость архитектурных элементов выступает, прежде всего, как непосредственное органичное выражение особенностей функционального и конструктивного построения объемно-пространственных форм.

Вместе с тем метрическая и ритмическая повторность элементов заключает в себе также и художественные качества, привнесенные зодчим. Это значит, к примеру, что ритмический порядок в размещении малых архитектурных форм или высотных акцентов поможет организовать территорию, которая сама по себе ярких предпосылок для этого не имеет.

В единстве проявления этих сторон и складываются специфические свойства ритма (общего понятия) как одного из важнейших средств построения архитектурной формы.

В определении общего понятия ритма постоянно используются термины «элементы» и «интервалы». Членениями общей структуры в метрическом и ритмическом порядке являются или границы отдельных элементов, или промежутки между ними.

Но не обязательно интервал метрического или ритмического ряда должен быть незаполненным пространством. Значение элементов (акцентов) и интервалов (промежутков) между ними участники метроритмических построений получают в зависимости от своей роли в данной композиции.

 Так, простенки между окнами на гладкой стене воспринимаются, как правило, интервалами. Однако при расположении в тех же простенках активного рельефа (пилястр, скульптур) они станут восприниматься как ритмические акценты, а окна будут носить подчиненный характер, выступая в роли интервалов.

Важную роль в создании выразительности метрического ряда играют не только размещение и характер элементов, но и их количество. Одинаковые элементы начинают складываться в метрический ряд, когда их насчитывается не менее четырех. Три элемента воспринимаются лишь как самостоятельные единицы, а не как закономерность в построении ряда.

Цепочка материальных форм, в которой повторяется один и тот же элемент через одинаковые промежутки, называется простым метрическим рядом.

Характер такого ряда зависит от соотношения между собой элементов и интервалов — аЬ, Ьс, ас, т. е. от той либо иной степени плотности или пространственности, массивности или разреженности ряда в целом. Изменение плотности размещения элементов в метрических рядах может носить различный характер:

a) может изменяться расстояние между осями одинаковых элементов;

b) может изменяться отношение ширины элемента к ширине интервала при неизменном расстоянии между осями элементов.

Элементарная схема простого метрического ряда может приобрести усложнение. Метрический ряд, который образуется при сочетании двух и более простых метрических рядов, называется сложным. Сложные метрические ряды делятся на три группы.

  1. Ряды, образованные из различных элементов, повторяющихся через одинаковые интервалы. Усложнение метрического ряда такого типа идет как по пути увеличения количества различных смежных объектов, так и по пути усложнения варианта их чередования. Повторяющаяся группа объектов в целом называется периодом сложного метрического ряда.
  2. Ряды, образованные из одинаковых форм, повторяющихся через различные интервалы. Усложнение метрического ряда и увеличение длины периода достигается путем увеличения количества смежных повторений больших и меньших интервалов и сочетания различного числа этих повторений.
  3. Ряды, образованные при чередовании неравных элементов и неравных интервалов. Усложнение ряда достигается увеличением периода за счет увеличения количества разнообразных элементов и чередования различных интервалов. В каждой группе количество возможных вариантов рядов безгранично.

Увеличение сложности метрического порядка вовсе не означает усложнения его восприятия. Наоборот, наращивание длины периода приводит к четкому выявлению небольшого количества групп пространственных компонентов. Отсчет длины сложного ряда идет по числу не отдельных элементов, а периодов.

Возможно сопоставление нескольких различных метрических рядов, развивающихся по горизонтали, вертикали и вглубь. На примере Дворца дожей в Венеции выявляется соподчинение нескольких метрических рядов различных элементов фасада, смещенных по вертикали.

Всего в композиции участвуют шесть простых метрических рядов. Ряд больших окон на глухой поверхности верхнего яруса имеет самое ограниченное, зато ясно «читаемое» число элементов; он задает самый крупный отсчет множества малых элементов и по горизонтали, и по вертикали.

Сопоставление нескольких метрических рядов создает различную степень плотности частей фасада, и этим достигается их выразительное соподчинение. Дополнительный акцент на линии симметрии (на уровне массивного яруса) наделяет единством общую структуру фасада.

Широкое применение метрических рядов архитектурных элементов обусловлено следующими причинами:

1) технико-экономическим значением стандарта. Метричность внутреннего пространства зданий, метрический шаг конструктивных элементов отражаются на фасадах в виде метрической сетки окон, балконов, эркеров, лоджий и т. и.;

2) возможностью использования метрического порядка в качестве эффективного средства достижения единства элементов архитектурной формы.

Однако метрический порядок обладает и недостатками, которые являются продолжением его достоинств. Так как в метрическом ряду свойства всех элементов повторяются, то при большом протяжении ряда он может утомлять наблюдателя монотонностью и однообразием.

В таком случае необходимо добиться активизации метрического ряда. Эта интересная творческая задача может быть решена несколькими способами: а) взаимодействием данного метрического ряда с другими метрическими рядами при соблюдении принципа их соподчинения;

a) сопоставлением его с рядом немногочисленных (в пределах 7 ± 2), но достаточно выразительных акцентов;

b) обогащением центральной части композиции дополнительными элементами пластической обработки; г) зрительной остановкой метрического ряда путем обогащения его флангов; д) нарушением метрического порядка на отдельных участках заданного ряда.