Контрастные отношения частей архитектурной формы

9

Все визуальные свойства элементов и форм являются объективной основой тождественных, нюансных и контрастных отношений различного рода. Однако они приобретают художественный смысл лишь после того, как вступают в ясную логическую взаимосвязь с другими средствами гармонизации формы.

Переходы одних видов отношений в другие помогают очертить ту основную художественную роль, которую в каждом конкретном случае играют тождественные, нюансные и контрастные отношения.

Так, контрастные сопоставления обычно подчеркивают одну из качественных сторон архитектурной формы — взаимодействие объемов и пространства, конструктивные особенности зданий, размещение массивов застройки и т. д. Тождественные и нюансные сопоставления, напротив, обобщают, сближают различия, делая их почти или вовсе незаметными, чтобы затем эффективно противопоставить их отношениям другого, более высокого и сложного порядка.

Гармоничные сочетания тождественных, нюансных и контрастных сопоставлений могут, таким образом, способствовать выявлению главного и отделению второстепенного в объекте и тем самым служить достижению общей целостности и выразительности архитектурной композиции.

Ритм — следующее по возрастающему значению и сложности средство построения гармоничной архитектурной формы. Есть общее понятие ритма. Оно обозначает закономерное чередование архитектурных элементов и интервалов между ними.

Художественный эффект, достигаемый привлечением ритма, заключается в приведении к единству большого числа пространственных форм. Но широкое значение понятия ритма содержит двоякое представление о нем: или как о простой повторяемости компонентов, или как о закономерном изменении их свойств.

В первом случае простейшую закономерность представляет собой повторение одинаковых элементов и интервалов, или метрический порядок расположения элементов в пространстве. Примером метрического порядка может служить расположение одинаковых опор и оконных проемов на фасадах зданий или цепочки одинаковых высотных зданий, размещенных среди городской застройки через равные расстояния.

Во втором случае закономерное чередование элементов и интервалов между ними заключается в последовательном возрастании или убывании их свойств. Данный порядок построения архитектурных форм называется ритмическим.

Таким образом закономерно изменяются интервалы между пилястрами на фасаде костела Святой Бригитты в Гродно: они увеличиваются при движении к линии симметрии.