Масштаб архитектурной формы

Жемчужины архитектуры Европы

Связывая наши предварительные представления о масштабе и масштабности с приведенной выше характеристикой архитектурного образа, «несомой этой фо«рмой, созвучной и противоположной в различных аспектах формам Пирамиды, Мавзолея или Пантеона, можно обнаружить, что масштабные (представления складываются на основе переплетения двух формообразующих потоков: один—мощный, создающий «сверхчеловеческие» формы купола или круглых окон, и второй — вплетающийся в него, скользящий где-то по ребрам купола и кристаллизующийся в форме ротонды-фонаря или застывающей в кружеве аркады галереи. Чувственно воспринимаемые мажорность звучания, гармоничность созвучия двух потоков рождают представления о масштабе (или его (крупности) и масштабности архитектурно-пространственной формы. Масштаб характеризует выраженную качественно (на основе некоторых количественных мер) диалектику отношений субъекта и объекта, раскрывающуюся в художественном образе архитектурного произведения.

Эти отношения в настоящее время изучаются в общетеоретическом плане семиотикой ((наукой о знаковых системах), рассматривающей знаки как элементы, занимающие определенное место в сложной структуре человеческой деятельности, как средство ориентирования в объективном мире и управления человеком собственным поведением. В архитектурной науке эти аспекты понятия масштаба отражаются в формуле «человек—мера всех вещей».

В рассматриваемой модели элементарную знаковую систему образуют отношения двух отмеченных групп элементов формы. Для образования такой элементарной системы (а знаки существуют только в системах) оказалось необходимо и достаточно, чтобы элементы формы были: а) сходны между собой на основе некоторых признаков целого; б) различны по их видимой крупности и, следовательно, по степени их «утилитарности», («Обыденности». Возрастание крупности одного из элементов системы по отношению к некоторому распространенному, имеющему обыденное, потребительское значение элементу, уже приводит к возрастанию социального значения знака: часы на Спасской башне Кремля показывают не только «утилитарное» время, но и особое время — «время эпохи», приобретают не только предметное, но и образное значение. Подобно этому, древнегреческий храм, напоминавший распространенное жилище — мегарон, обладает необходимой мерой крупности по отношению к некоторому эталону, выраженному специфическими средствами и имеющему специфическое значение, а купол собора — по отношению к первичному антропоморфному куполу малой ротонды. Эта мера, однако, согласуется каждый раз как с действительным функциональным назначением сооружения, информация о котором входит в задачу знака (выступающего как средство ориентирования в окружающей среде), так и с ролью данного сооружения в более широкой знаковой системе, (являющейся средством управления поведением данного общественного человека (данного общества, класса, юоциалыной группы).

Итак, масштаб — это качественная характеристика чувственной меры крупности формы, «представляющей собой некоторый целостный, внешний (человеку объект — основные тектонические элементы (колонны, арки, овод, «купол и т. д.) или более функциональные элементы (доходной портал, арена, лестницы, лоджии, дверная ручка и т. д.), или само тело сооружения. Сама же мера определяется по отношению к крупности ««утилитарного», «обыденного» эталона, воспринимаемого одновременно с формой или «подразумеваемого. Масштаб формы должен быть выражен, дан чувственному восприятию, или, иначе говоря, должны быть выявлены Оба элемента знаковой элементарной системы в их (гармоническом взаимодействии, показано различие двух элементов, несущих разную «смысловую нагрузку. Необходимость выработки специальных приемов и средств такого выражения диктуется особенностью восприятия, не обеспечивающего автоматическое распознавание одного из элементов вне «ясно выраженной «системы. Из-за «неучета «этого фактора, имеющего психофизиологические, могла бы оказаться трагической неудачей легендарная затея древнегреческого архитектора Дейно- крата, предложившего Александру Македонскому превратить гору Афон в гигантскую человеческую фигуру. В одной руке фи- туры, как о том повествует Витрувий, должен быть расположен целый город, а в другой находиться «чаша, в которую (стекали бы все реки Афонской горы, чтобы из «чаши прямо изливаться в море. Резонно полагают, «что гигантская человеческая фигура не производила бы грандиозного впечатления, а казалась бы гораздо меньше, чем она была бы на самом деле, так как с фигурой «человека зритель непременно связывает представление об относительно небольших размерах, соответствующих «размерам реального «человека.

Выражение масштаба архитектурной формы всегда связано с наличием «обозначающего элемента «системы — ««указателя масштаба», «позволяющего оценивать важнейшие качества формы уже на чувственном уровне восприятия. В куполе Флорентийского «собора Обозначающий элемент—ротондафонарь «служит неким «вытяжным «парашютиком» «содержательной формы. Специфические качества «элемента, позволяющие соотносить его «с сигнально-установочным «уровнем восприятия, не требуют обязательного выражения его как самостоятельного архитектурного элемента. Это «может быть «интуитивно оцениваемое в антропометрическом аспекте пространство между колоннами, размер ступени лестницы или блока каменной облицовки, высота дверной ручки от пола и т. д.

В сооружении могут «присутствовать формы, обладающие разным масштабом, но все они должны иметь единый, так или иначе вплетающийся в форму и чувственно выражаемый элемент, и потому должны быть согласованы между собой посредством данных зрительному восприятию пропорциональных, тектонических и других отношений, т. е. быть маюш тайны ми сами по себе и по отношению друг к другу. В архитектуре поэтому не «может существовать отношений форм типа «виолончель и скрипка» или «лошадь и жеребенок». Так, храм-периптер—это не просто увеличенный во всех «размерах жилой дом для бога: телесный древнегреческий «бог не смог бы протиснуться между «колоннами и войти в его храм, доступный только человеку. Гармоничность отношений двух выделенных элементов формы между собой и по отношению к человеку характеризуется понятием масштабности.

Семантический подход к понятию масштаба на основе модели купола Флорентийского собора позволил нам Обнаружить в структуре формы элементы, существующие в единстве и обладающие выраженным качественным различием. Одни из них имеют более сиги а л ьно-информационное значение, другие теснее связаны с архитектурно-художественным образом и являются элементами специфического языка архитектуры.

Первая группа элементов, которая может быть представлена либо в отдельных выразительных архитектурных формах, таких, «как римские ячейки Колизея — «сферы людских движений и людской деятельности» или эдикулы со статуями в Пантеоне, приближающиеся к размерам реального человека, либо в виде пространства между колоннами, более связана с функциональным значением концептуально воспринимаемого пространства «поведения человека». Вторая группа, представленная «в таких моделях, как чаша/Колизея—вместилище громкоголосой римской толпы, как цилиндр и купол Пантеона—«футляр, охватывающий монументализированную индивидуальность», или портик архитектурного организма виллы Палладио, теснее связана с образно-символической стороной формы, ведущей к выражению социальной ценности человека и созданию художественного образа эпохи.

Единство содержания Общественного сознания определенной эпохи позволяет говорить о наличии аналогичных («изоморфных») композиционных структур в различных видах искусства, принадлежащих одной культуре. Используя этот принцип структурного изоморфизма при анализе композиционных построений архитектурно-пространственной среды, мы опирались на идеи семиотики, заключающиеся в том, что синтаксические знаковые системы «в конечном счете» содержательны, т. е. в них в скрытом виде содержатся знания Об обозначенных предметах. Действующие в этих системах правила оперирования знаками не произвольны и выражают отношения, присущие действительности.

Ярко выраженное смысловое единство культуры эпохи Возрождения дает случай обратить внимание на возможности такого (моделирования в изучении и исследовании сложных (композиций. Рассмотрим в ©том плане последовательно 1фор1МИрешавшееся архитектурно-композиционное построение собора ев. (Петра в Риме — одного из величественнейших сооружений мировой архитектуры — в связи с изменением содержания Общественного сознания эпохи.