Фронтальная композиция

Цветовая среда города

При выдвижении требования ознакомления будущего специалиста с общеметодологическими теориями имелись в виду прежде всего кибернетические идеи и системный подход к проектированию сложных объектов. Это требование преследовало цель придать будущей деятельности специалистов большую теоретическую глубину и методологическую культуру, оказать положительное влияние на строгость, конкретность и доказательность профессионального мышления архитектора, помочь правильно осмыслить и на основе комплексных системных представлений связать воедино казалось бы разрозненные факты.

Содержание предварительного курса архитектурного проектирования (а следовательно, «и аспекты постановки всех его проблем) зависит в решающей степени от избираемого места предварительного курса, исходя из понимания целей и задач архитектурного образования, и соответствующего логического уровня изучения. Это можно видеть на примерах постановки курса в ряде современных зарубежных школ, пытающихся придать ему интегральное единство и найти либо предступень для более естественного и интенсивного «проникновения» в начальную область специального профессионального знания и умения (первое направление), либо обнаружить методы логического перехода и приближения предварительного курса к овладению специальными профессиональными знаниями в типологическом проектировании (второе направление).

Первое направление проявляется в постановке задач развития «остроты видения», преодоления «консерватизма» восприятия путем создания собственных абстрагируемых моделей по- своему воспринимаемого конкретного объекта окружающей действительности, не связанного с архитектурой. Так, программа работ по анализу в Высшей школе архитектуры в Турнэ предусматривает создание на первом этапе графических композиционных моделей части среды, ограниченной рамками зрительного восприятия, с использованием фотоснимков объектов природы. Затем выполняются основывающиеся на тех же принципах архитектурные композиционные модели . по -материалам имеющихся архитектурных чертежей, что классифицируется как анализ архитектурной формы.

Некоторые методические преимущества, получаемые при создании желаемой предступени курса, достигаются здесь за счет ограничения содержания. Содержание курса сужается до ориентации на чисто индивидуальные критерии, не связанные ни с функционально-пространственной, ни с конструктивной стороной архитектурных объектов и не учитывающие образные свойства архитектурной формы.

Второе крайнее направление сосредоточивается в области исследования композиционных качеств определенных типов конструктивных структур или в области изучения элементов архитектурной композиции при решении профессиональных типологических тем.

«Структурный» подход хотя и имеет определенное достоинство, заключающееся в прослеживании связи композиции с одним из определяющих аспектов архитектуры, также страдает ограниченностью содержания — моделируемая форма не выступает как целостное отражение свойств архитектурно-пространственной среды. Так, работы студентов (политехнической школы в Брно, по замечанию критики, напоминают искусно сделанные гнезда птиц, что говорит о недостатке внимания к образным свойствам архитектурной формы, а работы студентов архитектурного отделения Иллинойского технологического института (США) в силу их строгой рациональной технологичности «более напоминают проекты будущих инженеров».

«Функционально-типологическое» подтверждение экспериментальными работами исследовательской группы архитектурного факультета Миланского политехнического института, заключается в попытке максимально приблизить предварительный курс к специальному типологическому проектированию.

Композиционные упражнения выполняются здесь как объемные модели части (городской среды, проектируемой -в процессе разбора отдельных типологических тем или «явлений архитектуры, связанных с городом». Так, при разборе темы «Тюрьма» выдвигались гипотезы социального аспекта, основанные на (разнообразных и точных исканиях, привлечении специальных знаний из дисциплин, относящихся к уголовному праву, криминалистике, психиатрии, социологии, знакомстве с режимами исправления и дискуссиями по этому вопросу. Гипотеза «внутреннего функционального высвобождения» выражена в одной композиции, в то время как другая отражает «определенность различных типов режима заключения». Такое содержание, требующее вовлечения обширных сведений типологического характера и владения навыками объемно-планировочного проектирования, делает возможным прохождение курса не ранее чем на третьем гаду обучения, и то в порядке эксперимента, для группы более подготовленных студентов. Очевидно, что обращение к типологическим темам в предварительном курсе может иметь место как одна из высших ступеней перехода к специальному архитектурному проектированию. В то же время изучение композиции, при котором форма с самого начала не отрывается от конкретного архитектурного содержания и прослеживается ее связь с социальным заказом, имеет определенную методическую ценность.

Приведенные примеры подчеркивают значение системного подхода в определении места, структуры и содержания предварительного курса архитектурного проектирования.

Совершенствование постановки профилирующих учебных дисциплин в высшей архитектурной школе предполагает повышение теоретического уровня приобретаемых в вузе профессиональных знаний. Это требование смыкается с задачей становления системной теории архитектуры, опирающейся на знание общих закономерностей создаваемой искусственной среды, механизмов ее формирования и развития. Такая теория состоит из соответствующих системно-структурных образований — разделов архитектурной теории, одним из которых является раздел, изучающий архитектуру как эстетико-информационную систему (подсистему) (23, 24]. С этих позиций теоретическая часть предварительного курса архитектурного проектирования есть область эстетико-информационной теории архитектуры, являющейся одним из структурных подразделений общей теории архитектуры. Она охватывает специфический круг проблем, которые так или иначе примыкают к ее традиционным направлениям.

Традиционным направлением теории курса, как мы видели, является раскрытие закономерностей формообразования на основе моделей психологии восприятия. В связи с этим один из основных путей развития этой области видят, во-первых, в возобновлении «формально-эстетических поисков», начатых во Вхутемасе-Вхутеине, во-вторых, в дополнении .изучения архитектурной формы «методами социальной психологии», раскрывающими зависимость между восприятием человека и социальной средой, структурой общества, частью которой он является [25, 26]. Это определяет необходимость охвата теорией курса качественных аспектов анализа конкретной архитектурно-пространственной формы, учитывающих смысловой контекст архитектурного образа и переход теории от преимущественно синтаксического уровня -к преимущественно семантическому, включающему в себя и первый уровень.

Описываемые в геометрических (синтаксических) параметрах, с качественными характеристиками архитектурной формы была выдвинута кафедрой Основ архитектурного проектирования Московского архитектурного института. Она формулируется как задача «изучения некоторых качественных характеристик архитектурной формы, возникающих на основе сочетания количественных отношений и ведущих к созданию эмоционально выразительных и содержательных архитектурно-пространственных форм». Решение ее намечается на пути соединения научной разработки закономерностей формообразования с сохранением новаторской направленности и свободы творческих поисков. Следует признать, однако, что в современных условиях, вытекающих из новой познавательной ситуации, а также в специфических условиях новых архитектурных вузов, факультетов и отделений, где еще формируются педагогические коллективы и не сложились устойчивые традиции в методике обучения, становление курса должно быть связано с опережающим ускоренным развитием его теоретической части как необходимой опоры для новаторских, творческих поисков и выработки объективных методических принципов.

На кафедре Основ архитектурного проектирования Свердловского архитектурного института в течение ряда лет была соответствующим образом проработана методика той части курса, которая рассматривается как предступень предмета «Основы архитектурной композиции» и объединяется с предметом «Основы архитектурной графики», включающим изучение основ архитектурного макетирования. Этот опыт и обобщается в настоящем учебном пособии.

В пособии рассмотрены методические проблемы курса в свете выдвинутых задач, изложены теоретические основы его избранной части, приведены соответствующие конкретные задания для практических работ и примеры их решений.

Краткий обзор истории развития предварительного курса архитектурного проектирования и современных его проблем позволяет перейти к Конкретному изложению поставленных вопросов в аспекте системного подхода и его метода.