Архитектура феодального периода

Цветовая среда города

(ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОМПОЗИЦИИ, ПРИНЦИП СИНТЕЗА ФОРМ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ, ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА, НАРУЖНОЙ ЦВЕТОФОРМЫ, ДЕКОРАТИВНОСТИ, ТЕКТОНИКИ)

Многие характерные черты средневекового города возникли и проявились в русских городах. Но в специфических условиях созданы своеобразные архитектурные формы, отличные от форм готического стиля Западной Европы.

При ознакомлении с русской архитектурой феодального периода необходимо иметь в виду, что ее развитие проходило в особых исторических условиях. Как известно, феодальный строй, сложившийся здесь, минуя рабовладельческую формацию, просуществовал более длительный период, чем в некоторых странах Западной Европы. Общественные отношения (в общеисторическом плане) развивались относительно медленно: Россия, в свое время преградившая нашествие монголо-татар на Западную Европу, более чем на два века подпала под иго захватчиков. Последующий же процесс консолидации и преодолении феодальной раздробленности медленно разворачивался в масштабах огромного государства в ситуации, когда новые экономические условия уже толкали соседние европейские страны на путь колониальных захватов. Русская архитектура как одна из форм Общественного сознания была в высокой степени самобытным искусством, отражая этот реальный социально-экономический базис. Рассматривая ее как архитектуру феодального общества, (мы с самого начала должны попытаться найти черты, которые отделили ее от ветви дальнейшего развития готической архитектуры и позволили преодолеть односторонний иррационализм последней. Условиями такого развития были самобытность живых истоков русской культуры, ее единство и особое значение в воздействии на процессы консолидации и объединения русских земель. В последующий (период эволюции феодального общества, имеющего здесь почти тысячелетнюю историю, в его архитектуре можно отметить и некоторое влияние композиционных и конструктивных приемов современной ему архитектуры итальянского Возрождения.

Отмеченные особенности придают определенный интерес исследованию форм русского зодчества и в связи с их социальными значениями. Естественно, что эти вопросы могут быть рассмотрены нами лишь фрагментарно на избранных примерах.

Наш анализ следует начать с важного переломного этана в развитии русского зодчества, каким является принятие и распространение на Руси христианства. Общеизвестно, что христианская церковь, пришедшая из Византии, содействовала развитию феодального «строя, укреплению единства русского народа и явилась проводником культуры Византийской империи — хранительницы культурных традиций античности: Греции и Рима. Можно предположить, однако, что христианство и связанная е ним культура не могли не получить существенного преломления в условиях Руси, крещенной мечом и огнем, так как они влились в атмосферу, где существовали свои вековые традиции и представления. Возможные характер и степень влияния этих традиций могут быть рассмотрены на примере архитектуры Софии Киевской — одного из первых монументальных храмов на Руси.