Антропоморфные качества архитектуры Софии Киевской

Цветовая среда города

Восходящие к глубоко укоренившейся в народе традиции, общественное зна1чение сооружения, его господствующее положение в застройке города на возвышенных холмах над Днепром позволяют отметить высокую общественную значимость художественного образа русского храма, сопоставимую, может быть, с образом ,Парфенона в Афинах. Но пользуясь этим сравнением, нужно подчеркнуть и отличие архитектурно-композиционной основы образа собора, отражающее как более усложненный характер -нового общественного устройства, усложненность его внутренних отношений и функциональных требований, так и соответствующий более высокий уровень развиТИЯ архитектурно-строительного искусства. Если в Парфеноне первичными элементами архитектурной композиционной основы образа служат рады равнозначных телесных форм-ко л онн, то в Софии Киевской — это сложная антропоморфная тектоническая структура, состоящая из (иерархически соподчиненных единиц-ячеек, предстающих как во внешнем объеме, увенчанном барабаном и шлемов иди ой главой, так и в развитом внутреннем функциональном пространстве.

Высокое развитие русской культуры было остановлено трагическими событиями монголо-татарского нашествия. Эти события были восприняты на Руси как внезапный обрыв, невероятная и неожиданная катастрофа (недаром Серапнону Владимирскому ,прихоаили на память образы землетрясения, разрушающего города и храмы). Однако эстетические представления и идеалы Киевской Руси не были разрушены и уничтожены, но сохранились до времен возрождения в памяти народной о «светло светлой и украсно украшенной земле Русьской». Архитектурные образы существовали как глубоко скрытые в сознании народа символы будущего освобождения, подобно невидимому для врагов неразрушимому и неприступному легендарному городу Китежу, отражение которого (в озере и звон колоколов дано было видеть и слышать лишь людям с чистым сердцем. Эти люди могли войти в воображаемый город и укрыться в нем от недругов.

Дальнейшее совершенствование выразительной системы художественного языка русской архитектуры было с вязано с возрождением и развитием высоких жизненно важных идей в общественном сознании периода освобождения и воссоединения русского государства.