Если в ансамбле имеется историческая доминанта, при реконструкции целесообразно сохранить за ней ведущую композиционную роль и подчинить ей новое строительство. Если главный элемент старого ансамбля утрачен и его невозможно или нецелесообразно восстанавливать, то при реконструкции возникают предложения о строительстве нового здания, которое должно принять на себя роль доминанты ансамбля. Трудности такого строительства уже отмечались в первой части работы. Отметим, однако, что если в исторической застройке преобладают многоэтажные здания, задача существенно облегчается. Иллюстрацией этому положению может служить конкурсный проект реконструкции площади Пушкина и прилегающих участков Бульварного кольца от Никитских до Петровских ворот. Конкурс показал, что при реконструкции ансамбля площади Петровских ворот ведущая роль должна быть сохранена за вертикалью колокольни Высокопетровского монастыря, а площади Никитских ворот — за церковью Большое
Вознесение. Отсутствие доминанты застройки Пушкинской площади (Страстного монастыря) подсказала авторам проектов возможность создания здесь нового композиционного акцента.
При дополнении ансамбля новыми объектами вместо утраченных постановка зданий должна быть подчинена закономерностям исторического ансамбля, частью которого они призваны стать. Нарушения этого принципа особенно заметны. Это в полной мере относится к строительству таких зданий как гостиницы Россия и Националь. Заметным нарушением традиционного восприятия архитектуры Бульварного кольца стало строительство нового здания XVдожественного театра, громоздкий немасштабный объем которого, поставленный почти что на красную линию, вносит диссонанс в застройку этой зоны исторического города.
В композиции такого крупного современного города, как Москва, необходима увязка новой и старой застройки в историческом ядре города и ближайшем его окружении. При удалении от исторически сложившихся территорий возможен переход на совершенно иные принципы, причем этот переход может быть как постепенным, так и достаточно резким.
В последнем случае чрезвычайно ответственным становится решение стыка этих двух систем. В качестве примера можно предложить на линии старых городских застав или недалеко от них создать крупные высотные композиции, отвечающие новому масштабу города.
Интересные предложения вырабатываются по организации туристских маршрутов, связанных с осмотром памятников архитектуры. В районе Арбата формируется так называемая Пушкинская тропа; интересный маршрут может быть предложен от Зарядья к Швивой горке, кольцевой маршрут по бывшим загородным усадьбам и др.
Одной из существенных задач при формировании столичного центра можно считать выработку предложения, реализация которого может осуществляться последовательно, по этапам. На расчетный срок Генерального плана 1971 г. намечено звездообразное развитие центра с сохранением ведущего значения ядра в пределах Садового кольца. Центр Москвы формируется как пространственно развитая и целостная система ансамблей, включающая центральное ядро и распространяющаяся по набережным рек Москвы и Яузы и основным проспектам города.
Развитие пространственной структуры центра намечается на запад, вдоль Кутузовского проспекта и Можайского шоссе до Парка Победы, где размещен мемориальный комплекс Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на северо-запад — вдоль Ленинградского проспекта до комплекса общественных зданий в районе Центрального аэровокзала и далее до района Химкинского водохранилища, на север — вдоль Северного луча до телецентра и ВДНХ, на восток — по Волгоградскому проспекту к центру производственной зоны Южный порт и по Пролетарскому проспекту к Коломенскому и Царицыно, на юг — вдоль Большой Тульской улицы и Варшавского шоссе к району Чертаново, на юго-запад — включая Лужники, МГУ и территорию между проспектами Вернадского и Мичуринским. В проектных предложениях последних лет, на расчетный срок предлагается более сдержанная, чем это намечалось в генеральном плане, реконструкция исторической части города и отрицается необходимость создания новых комплексов во внешней зоне Садового кольца.