Условия восприятия соборов

Цветовая среда города

С дальних дистанций и ближних подходов (когда в первом случае виден лишь их второй уровень — отдельные вертикальные башни, и во -втором — когда архитектурные формы воспринимаются под углом и вверх) позволяют выделить в них передние башенные порталы в качестве ведущей наружной архитектурной формы. Эти порталы подобны городским воротам с двумя фланкирующими или одной проездной башней и ведут в развитие главное внутреннее пространство. При этом их собственные внутренние объемы не были органично связаны с основным функциональным объемом зданий. Башни, так же как и крест в плане, видимый только с неба, имели символическое значение. Они служили созданию в архитектурных формах образа небесного христианского города. Направление взгляда снаружи и формальная ось здания обычно не совпадают, и башни воспринимаются одна за другой (а в силуэте одна выше и крупнее другой, что допускает единственную в своем роде зеркальную асимметрию архитектурных башен, в принципе, симметричного сооружения. Известны соборы с одной незаконченной строительством башней или с постро- еннои позже одной из башен, преднамеренно отличающемся от симметричной ей. Этот подход вполне отражает средневековое восприятие архитектуры с ее особым типом симметрии.

Влияние принципа вертикальной симметрии может быть прослежено и в тектонической структуре готического собора. О. Шуази, анализировавший конструктивные решения сооружений готики, отмечал, что закон симметрии в том виде, как мы его понимаем теперь, требующий, чтобы то, что расположено справа, было повторено и слева, — «этот стеснительный закон играет весьма несущественную роль в средние века» [131]. Тогда было естественным стремление к правильности (вертикального построения отдельной ячейки, как бы охватывающей отдельного человека, которая была и основной конструктивной единицей, в то время кай общий план собора мот получить отклонение от зеркальной симметрии. Здесь следует представить себе различие в восприятии архитектурных форм в йбьгчном уровне зрения человека, когда формы стоят на земле, и форм, высоко парящих над зрителем. В последнем случае формы действительно представляются незафиксированными в плоскости плана, неустойчивыми, накреняющимися, и тогда впечатление о структурной целостности достигается не столько симметрией чертежа плана, сколько симметричной сходимостью структурных элементов в высшей центральной точке охватываемого ими пространства. Глядя на слегка деформированный план собора Парижской богоматери, можно легко представить себе, что этот план является горизонтальным сечением не у основания стен, но скорее сечением где-то у оснований сводов, которое воспринимается парящими вверху над зрителем.

Рассмотрим особенности тектонического построения отдельной структурной ячейки собора. Отмеченная связь этого построения с принципами вертикальной симметрии и единства множественности позволяет еще раз обратить внимание на семантические аспекты тектоники как одного из центральных понятий теории архитектурной композиции.