Тектонические элементы деревянного зодчества

Цветовая среда города

Слово «тектоника» в переводе с древнегреческого означает «плотничье ремесло». Содержание этого термина переросло его первоначальное значение, однако сущность понятия может (быть лучше всего показана именно на примере тектоники деревянных сооружений. Под тектоникой в ордерной архитектуре мы понимаем чувственно (воспринимаемую расчлененность и гармоническую взаимосвязь элементов по их определенной работе в материально-вещественной структуре. Однако тектоника в архитектуре связана не только с упорядоченным «нагромождением» массы материала и ее форм, но и с организацией внутреннего функционального пространства, с его структурным овеществлением. Деревянный сруб можно назвать тектоническим пространственным элементом, состоящим из первичных тектонических единиц-бревен. Структура элемента, определяется, очевидно, общими свойствами первичных единиц — характером работы деревянных брусьев или (бревен, максимальной возможной их длиной и способом соединения.

Можно различить основные тектонические элементы русского деревянного храма: четверик, восьмерик, восьмерик на четверике и шатер. Они легко читаются в сооружении и, благодаря этому, ясно (воспринимается объемно-пространственная структура самой постройки. Особенностью этих элементов, в отличие, например, от тектонических элементов древнегреческой ордерной архитектуры, является их «связь как ю организацией внутреннего пространства, так и с построением общей атропоморф- ной «структуры. Те1Ктоничес1КИе пространственные элементы — четверик, «переходящий «в восьмерик, воеьметрик, переходящий в, шатер, дающие структурное развитие пространства вверх и динамическую у стрем лениость внешних объемов, составляют чувственно восшринимаемую материально-структурную основу художественного образа русского храма.

Рассмотренные особенности русского зодчества X—XVII вв.. показывают, что эта тема содержит «богатый «материал для ар- хитектур1Н0-к0М1П03ИЦ«И0Н1Н0Г0 моделирования. Ж ним относятся с одной стороны, самостоятельность композиционных принципов и их преемственность, стилевое единство русской архитектуры X—XVII вв., «что можно видеть в традиционном обращении формы наружу, в ее выраженных антропоморфных «качествах, в пирами дальности общего построения силуэта, сочетающейся с расчлененностью целого на тектонические объемно-пространст- венные единицы-вертикали. С другой стороны, это — разнообразие «ко1М1П.озиционных средств и «приемов, проявляющееся а процессе развития русской архитектуры «как выражение тесной связи этого искусства со слюжньими историческими «судьбами народа.

Специфические «черты русской архитектуры, особенно выявившиеся в «период «объединения государства, выражены в семантическом принципе «КНязь и дружина». B нем дана «соответствующая «конкретизация средневекового принципа единства множественности, -и он выдвинут в качестве рабочей «гипотезы для изучения и исследования «как общих для эпохи, так и особенных аспектов композиции. B этом изучении, также опирающемся на «взаимосвязь архитектурной «композиции и содержания общественного сознания, «следует обратить «внимание на конкретизацию социальных значений художественной формы. Важным «направлением здесь может «служить сравнительное изучение «композиционных приемов в архитектуре и живописи Руси. Большая Конкретность содержания изобразительного искусства может быть «ключом для «прочтения архитектурных образцов времени. Общетеоретической основой такого исследования является положение об общности структур различных знаковых систем с «единым значением, отражающих, «в свою о«чередь (в данном случае по законам красоты и «гармонии), типичные жиз«ненные «ЗНаковые ситуации. «В таком сравнении особенно наглядно проявляется «специфика архитектурной формы как формы, обладающей тектоническими «свойствами, структурными и «функционально -«пр остр а нс тв енн ы«мн «к«а чес тв а м и, м а сш таб«н о с т мо.

Один из интересных вопросов темы — вопрос о мере декоративности в архитектуре. В поисках той чувственной грани, за которой нельзя уже догадаться, видите ли вы красивую архитектурную (форму или «жует цветов исполинских», следует обратить внимание на непременные антропоморфные и тектонические качества форм подлинного русского зодчества и -в том случае, когда они имеют подчеркнутый декоративный характер. Таковы срубы дворца в Коломенском, завершенные палаткой, бойкой или шатром, венчающие функционально расчлененное пространство, а также наружные крыльца, лестницы, галереи. Будущий архитектор должен учиться тому, чтобы различать декоративизм как одно из средств его художественной палитры -и чисто изобразительный, предстающий иногда в очаровательном наряде, выполненном с большой фантазией и художественным мастерством.

Специальный предмет научных исследований, выдвинутый темой, — роль архитектурно-композиционных принципов в восстановлении первоначального вида сооружения. Его научнопрактическое значение подтверждено историей исследований по реконструкции облика многих памятников архитектуры. Так, предложенная в свое время гипотеза о традициошшм пирамидальном построении композиции Софии Киевской позволила целесообразно направить историко-археологические исследования памятника, проводившиеся до этого без учета художественно-композиц ионной стороны К «Не надо думать, — писал по этому поводу Н. И. Брунов, — что ссылка на художественный -момент таит в себе опасность субъективизма в вопросах реконструкции первоначального вида какого-либо здания. Наоборот, необходимо делать на основании художественно-композиционных закономерностей зданий выводы о тех изменениях, которые в нем были произведены впоследствии и которые привели к нарушению первоначальных композиционных принципов, к противо- дечиям стилистического порядка внутри самого памятника». Последующая проверка гипотезы историко-археологическими исследованиями (или на основе имеющихся в научной литературе -материалов таких исследований) является и проверкой выдвинутых концепций о художественно-композиционных закономерностях построения тех или иных сооружений.

На основе общетеоретического знакомства с некоторыми принципами архитектурно-художественной композиции русской архитектуры X—XIV вв. предлагается выполнить -следующие примерные задания по моделированию. Упражнения по композиции предполагают выявление связи архитектурных форм и соответствующих изобразительных образов.