Структурная модель процесса восприятия

Цветовая среда города

Необходимо сразу же выделить специфику первой интуитивной стадии — ее способность оказать влияние на общую направленность процесса по пути эстетического восприятия. Так, при восприятии картины художника М. К. Чюрлениса «Покой» окала представляется в .характерном для произведения искусства облике — как нечто чувствующее, понимающее и даже мыслящее. Она ассоциируется с живым существом, в облике которого зритель видит не то скорбь и страдание большого и кроткого ума, не то затаенную тупую злобу чудовища, подстерегающего добычу. Между тем, мы вполне осознаем, что художник изобразил не живое существо, а природный пейзаж, одну из форм неорганической природы. Заметим, что выбор версии (аспекта восприятия) зависит и от общего настроя зрителя, его «психологической установки».

Познание есть и процесс результат в виде определенной структуры. Поэтому ступенчатая модель может быть видоизменена и представлена в форме «спектральной» структурной модели с тем же отношением (Элементов. Модель становится пригодной для моделирования конкретного объекта, когда она находится в отношении изоморфизма и этому объекту. B свою очередь и объект должен быть соответствующим образом подготовлен для операции его Моделирования. Такая подготовка заключается в выделении структуры объекта (элементов и связей), органически присущей ему как объекту познания.

Избранный для изучения с помощью логической структурной модели объект может быть изображен как состоящий из сфер, представляющих различные стороны объекта и имеющих всесторонние связи друг с другом. Эта пространственная структура станет наглядной, когда мы рассредоточим сферы в пространстве так, что они будут достаточно обособлены, и выявим направления связей между ними. Такие сферы назовем подсистемами. Подсистемы, <в свою очередь, состоят из подсистем второго, третьего, n-го порядка, т. е. представляют собой соподчиненный, иерархический ряд систем.

Ориентируясь на логическую структурную модель знания, можно сгруппировать и отнести различные свойства объекта к трем подсистемам. При этом выделяются (поляризуются) стороны предмета или процесса, проникающие друг в друга, находящиеся одновременно в некотором противоречии и образующие две первые подсистемы. Новые относительные свойства объекта, возникающие в процессе взаимодействия противоположностей, могут быть отнесены к третьей подсистеме.

Выше были рассмотрены структурные модели исходных систем. Эти модели являются изоморфными (по структуре) логической модели знания. В основе изоморфизма лежит, как отмечалось, органическая связь процесса познания с предметами материального мира, их движением и развитием. Модели- объекты, соединенные с логическими моделями знания, дающими характеристику элементов и их связей, выступают в качестве логических структурных моделей объекта познания.

Рассмотрим с этих позиций логические структурные модели архитектуры и ее подсистем последующего порядка. Модели позволяют описать влияние внешних связей на общую структуру, связи и содержание знания в системе «архитектура».