При разработке архитектурной композиции задачей зодчего является подбор составляющих ее элементов с различными визуальными свойствами и образование целостной пространственной системы.
Формирование системы обусловлено установлением определенных отношений, возникающих между элементами архитектурных форм. В сущности, отношения возникают не между элементами как таковыми, а между их визуальными свойствами. Именно отношения служат опорой для формирования выразительных средств архитектурной композиции и обеспечения ее целостности.
Так, архитектурная композиция главного фасада Иосифовского собора в Могилеве была построена на сильном выделении ее главной части. В срединной зоне фасада разместился выдвинутый вперед шестиколонный портик.
Крупный дверной проем между парой центральных колонн, треугольный фронтон над портиком и плоский купол над массивным объемом храма — все эти элементы участвовали в подчеркивании композиционного центра. Такими свойствами не обладали те элементы фасада, которые располагались на его флангах.
Эти компоненты системы — портики боковых фасадов, полуциркульные ниши для скульптуры, прямоугольные барельефы и т. п. — образовывали пары второстепенных узлов и деталей. При этом весь монументальный объем храма служил основным звеном (по отношению к второстепенным парным флигелям) в формировании площади как архитектурно-пространственной формы.