Символическое значение формы зиккурата

Цветовая среда города

В идеальной модели города Месопотамии зиккурату отводится роль сооружения, в котором завершается и наглядно повторяется общая композиция архитектурно-пространственной среды/ Его архитектурная форма должна была выступать, вероятно, как отражение общих эстетических представлений и сосредоточие художественного образа.

Устремление Человека к небу, выраженное в уступчатых формах зиккурата, восходит, вероятно, к более древней традиции, которая могла быть перенесена сюда народами, жившими до поселения на территории южной Месопотамии в азиатских горах или горах иранской возвышенности. Подобно многим древним племенам, обитавшим в горных местностях, они приносили жертвы богам на вершинах гор. Существует предположение, что шумеры начали строить зиккураты в лишенной высот Месопотамии как искусственные горы, чтобы возвести на их усеченных вершинах храмы богам. В этом акте проявилось дерзновенное стремление человека преобразовать окружающий мир сообразно сложившимся в его сознании представлениям и эстетическим идеалам.

Стремление древних поместить алтарь на вершине горы оправдано психологически. Здесь драматическое восприятие пространства сливалось с мифическим чувством близости к богам, хотя эти вершины были доступны лишь немногим избранным жрецам. Искусственная тора не завершалась острием, подобно египетской пирамиде, содержавшей реликвию внутри ее объема, но поддерживала то самое пространство, где небо соединялось с землей. Вершиной была парящая в небе площадка, на которой в любое мгновение человек ожидал увидеть чудесную сцену мифа. Так, согласно преданию, дари и боги покинули землю, взойдя на вершину зиккурата во время потопа, «смешавшего людей с глиной», и вновь вернулись после него на землю, сойдя с небес на верхнюю площадку башни. В семидесятых годах прошлого века было сделано открытие: библейское оказание о потопе и Ноевом ковчеге заимствовано у шумеров. Золоченая вершина зиккурата была подобна солнцу во Вселенной. Так на рельефах встречаются изображения гор с солнцами на их вершинах.

Строгая геометрическая форма зиккурата, служившая моделью Вселенной, обладала некоторым подобием фигуры самого бога, в честь которого был построен храм. Облик зиккурата «создавал впечатление доминирующей мощи обитающего здесь божества, вполне гармонировавшее с его скульптурным образом, созданным в шумерском искусстве, — тяжелым, приземистым, с резко выраженными чертами лица и огромными всевидящими глазами». Очевидные черты витализма архитектурной форме зиккурата могли придавать огромные бронзовые рога — атрибуты божества, вероятно, венчавшие сооружение.

Функциональное назначение зиккурата нельзя свести к какой- либо узкой практической цели. Но его роль в утверждении существующего общественного устройства может сравниться только со значением самих стен города. Верхние платформы зиккура- тов служили также для наблюдения над звездами, так как религия здесь была связана с изучением явлений звездного неба, регламентировавших практическую сезонную деятельность людей.

Композиционные построения реальных городов Месопотамии отличались от идеальной схемы, так как они должны были следовать конкретным условиям местности и специфическим требованиям функциональной организации застройки. IB качестве конкретного примера архитектурной композиции центра города рассмотрим модель реконструкции дворца С аргон а II -в Дур-Шарру- кине (Хорсабаде).

При сравнении макета реконструкции и идеальной схемы в композиции дворца прежде всего обнаруживается нарушение центричности. Зиккурат сдвинут с центральной оси, совпадавшей с осью симметрии главного фасада дворца. Эта сдвижка отражала временное соотношение политической и духовной сил в борьбе за власть и была естественной для города, построенного за короткий период как резиденция царя. Здесь отразилось также желание сделать доступными для горожан подножья храма, не умаляя значения царского дворца. Зиккурат /помещен на платформе дворца, но вынесен за пределы его застройки. Положение зиккурата в плане города повлияло на его архитектурную форму. Сооружение лишено осевой симметрии. Его объем образуется семью идущими по спирали разноцветными ярусами.