МОДЕЛЬ ЗАКРЫТОЙ СИСТЕМЫ «АРХИТЕКТУРА». ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА, СТРУКТУРЫ И УРОВНЯ ПОДСИСТЕМЫ «КОМПОЗИЦИЯ»

Цветовая среда города

Для изучения внутренней структуры архитектуры рассмотрим ее как условно (и временно) закрытую систему. Построение таких систем основывается на аналитическом принципе «отключения». При последовательном «отключении» подсистем первого, второго и т. д. порядка от первичной системы наблюдается угасание специфических качеств первичных подсистем и постепенное сближение противоположностей на основе выделенного аспекта первичной системы.

В момент отключения системы «Архитектура» от ее внешних связей две из ее подсистем проявят тяготение к соответствующим каналам первичной системы, а третья останется нейтральной по отношению и ним. Она унаследует от первичной системы ее наиболее «внутренний» аспект — реляционный. Назовем ее информационной, точнее, эстетико-информационной подсистемой. Другая подсистема может быть названа функциональной. Она лежит по одну сторону информационной подсистемы и тяготеет к функциональным (энергетическим, социальным) аспектам. По другую сторону располагается структурная подсистема, отражающая [материально-вещественные аспекты архитектурно пространственной формы и тяготеющая к субстанционным, природным аспектам.

Такое подразделение является, конечно, условным, но типичным при изучении систем: «При изучении как системы, так и элементов, важны понятия структуры и функции,—пишет Н. м. Амосов.—Первое интуитивно связывается с некоторой материальной конструкцией, второе — с изменением энергии. Получается параллель: «материал-энергия» — «структура-функция». В действительности все выглядит сложнее. Например, функция сложной системы — «условное понятие, возникающее в процессе ее схематизации, моделирования, включающее изменение во времени и пространстве как материальной структуры, так и энергии».

Анализ интересующей нас ,эстетико-информационной подсистемы необходимо начать с рассмотрения логической структурной модели системы архитектуры, обладающей не только «спектральной», :но и ступенчатой .структурой. В таком виде модель, как отмечалось, дает возможность установить требуемый логический уровень знаний, осваиваемых на данном этане последовательного процесса обучения, место и значение конкретной учебной дисциплины.

В соответствии с рассмотренной ранее структурой ступенчатой логической модели могут быть выделены три уровня изучения: первый уровень, связанный преимущественно с предварительными конкретными представлениями и общетеоретическими понятиями, .второй—преимущественно аналитический, возможный на базе конкретных представлений, и, наконец, третий — преимущественно синтетический, связанный с высоким достигнутым уровнем знания и (профессионального умения, с преобладанием научно-творческого подхода к объекту изучения. Требования, которые могут (быть предъявлены с этих позиций к содержанию предварительного курса архитектурного проектирования, выявляются при сопоставлении логических структурных моделей «спектрального» и ступенчатого вида. Показывает возможность выделения эстетико-информационной подсистемы данного уровня как исходного пункта познания и проникновения во нею систему. Для этого названная подсистема должна быть готовой воспроизводить «в миниатюре», на определенном логическом уровне всю систему в ее внутреннем информационном аспекте, или представлять на предварительном уровне архитектуру в целом. Преобразованная таким образом подсистема может быть условно названа, в отличие от более широкой области, подсистемой «(Композиция». Соответственно объемно-пространственная композиция, ее теория и практическое профессионально-творческое освоение будут рассматриваться как основной аспект предварительного курса архитектурного проектирования.

Дальнейший анализ подсистемы «Композиция» как условно закрытой системы позволяет уточнить содержание и структуру курса основ архитектурной композиции и рассмотреть на уровне этой модели структуру художественного образа в архитектуре.