Формирование архитектурной композиции на основе трех неравных элементов

4

В случае отсутствия ограничений во взаимном перемещении компонентов первоначальной структуры можно придать ей композиционные качества исключительно за счет перестановки высокого элемента в ее срединную часть. При этом нужно добиться точного ранжирования интервалов: например, расстояние от главной формы 1 до меньшего элемента 3 сделать больше, чем до элемента средней величины 2.

Кроме главного и нескольких второстепенных элементов в композицию может входить и группа дополнительных компонентов. Не нарушая общей принципиальной схемы соподчинения главных и второстепенных звеньев, дополнительные элементы образуют, как правило, свою подсистему.

Обычно это не один изолированный компонент, а именно ряд, группа. Так, на рисунке 26, в, г введено три дополнительных элемента, которые равномерно усиливают свойства вертикальных стоек.

Не случайно композиционный центр был предварительно активизирован появлением квадратного элемента 4, он отреагировал на привлечение новых звеньев дополнительным выделением цветом или фактурой. Введение группы дополнительных компонентов делает композицию менее схематичной и более индивидуальной.

Добавлять новые мелкие компоненты можно до тех пор, пока они не начнут дублировать друг друга и мешать зрительному восприятию системы соподчинения главного и второстепенных элементов.

Приведенные типичные примеры композиции архитектурной формы позволяют назвать несколько основных закономерностей ее построения.

  1. Условием достижения единства и гармоничности композиции является построение системы соподчиненных элементов, в которой главные, второстепенные и дополнительные звенья, взаимодействуя, усиливают свои визуальные свойства.
  2. Целостность и выразительность композиции возникает, как правило, тогда, когда достигается выделение главной части по отношению к подчиненным компонентам за счет регулирования отношений неравных состояний их первичных свойств.
  3. Степень контрастного отношения между элементами, в том числе между главным и второстепенными, имеет свои границы, обусловленные предельными состояниями составляющих форм по всем первичным свойствам. Ни в коем случае нельзя считать, что самое активное соподчинение обеспечивает и более выраженное единство композиции.
  4. На каждом этапе формирования архитектурная композиция как развивающаяся система допускает определенную степень свободы в выборе структуры элементов и в поиске оптимальных отношений их свойств: сравнительно большую степень — на первых этапах, меньшую — на последующих. Каждый новый этап обусловлен предыдущим и, в свою очередь, определяет последующие.
  5. Для эмоциональной оценки композиции чрезвычайно важным остается общий художественный принцип — экономии выразительных средств. Сложность сочетания второстепенных и излишняя многочисленность дополнительных компонентов на определенном этапе начинают затруднять понимание системы соподчиненных элементов, и композиция не укладывается в предельный объем восприятия. Оптимальное количество одновременно воспринимаемых объектов, так называемое правило Мюллера, психологи определяют как 7 + 2.

Показанные на схемах закономерности построения архитектурной формы подтверждаются примерами композиций конкретных сооружений. Так, простая, но выразительная система соподчиненных элементов была выбрана для формирования главного фасада дома Максимовича в Гродно.

Структуру фасада можно считать трехчастной, если акцентировать на специальной схеме такие важнейшие его части, как центральный четырехколонный портик, слегка выступающие боковые ризалиты и промежуточные фрагменты поля стены.

Размещенный посередине главного фасада портик как акцентный элемент обеспечивает единство и гармоничность представительного сооружения, решенного в классических архитектурных формах.

Для удержания своей ведущей роли в структуре фасада портик, кроме срединного положения, подчеркнут дополнительно треугольником фронтона, аркой въезда во двор и ажурной решеткой единственного балкона. Для того чтобы свойства боковых ризалитов как самостоятельных, но второстепенных элементов лучше «читались», их границы были выделены вертикальной полоской рустовки.

Иные композиционные особенности архитектурной формы демонстрирует конкурсный проект Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве, представленный зодчими братьями Весниными в стиле конструктивизма. Различные по функциональному назначению объемы, имеющие разные визуальные свойства, образуют согласованную асимметричную структуру главного фасада. Ее компоненты, словно разбегающиеся в стороны и вверх, соединены надежным шарниром композиционного центра под козырьком входа.

Выведенные закономерности построения архитектурной композиции заставляют рассмотреть постоянно упоминаемые при этом отношения составляющих элементов, обеспечивающие единство всей композиции.