Архитектура впервые проявила себя как искусство, как одна из форм общественного сознания, когда человеку удалось при помощи гигантского, еще необработанного камня выразить в форме-знаке эстетическое чувство, которое начало пробуждаться в нем при виде скал, облаков или деревьев, напоминавших ему огромные фантастические фигуры животных или людей. Это могло случиться тогда, когда человек был уже в достаточной степени развитым социальным существом.
Менгир — камень высотой до i2i0 м — устанавливался на месте захоронения вождя племени, и сила, которая заставила человека выполнять эту работу, была духовной социальной силой. В созданном коллективными усилиями непомерно большом предмете человек должен был увидеть отражение его сущности как социального существа. Главной пространственной характеристикой формы менгира был вертикализм, совпадавший с основной пространственной характеристикой человеческой фигуры. IB верти- кализме формы сочеталось стремление противопоставить предмет окружению, выделить его из среды в качестве функционального ориентира в пространстве, со стремлением созд0 информаниокно-содержательную форму. Кочующее племя могло время от времени возвращаться к сооружению, обозначавшему священное пространство, чтобы (встретиться с духом могущественного предка. Вносимая этим в характер жизни племени определенная духовная привязанность и стабильному пространству может рассматриваться как одна из многих предпосылок образования города.
Другим элементом, служившим основой для образования центрального ядра, был укрепленный лагерь охотника. С ним пришла не только стабильность, но и возможность подчинения окрестного населения труппе вооруженных людей, обеспечивающих для него добыну пищи и защиту. Укрепленный литерь явился прототипом цитадели — укрепленного дворца правителя.
Следующим шагом было объединение в едином композиционном центре священного места и цитадели. В основе этого объединения лежала необходимость союза политической, экономической и духовной власти. Правитель стал носителем духа могущественного предка или земным воплощением божества.
Впервые объединение священного места и цитадели в больших масштабах получило монументальное выражение в городах Месопотамии (Двуречья) за 6 тысяч лет до нашей эры, где была достигнута кооперация огромной массы людей для выполнения работы по единому плану и централизованной команде. «Так из глубины океана поднимаются мощные коралловые рифы и образуют острова и сушу, несмотря на то, что каждый индивидуальный участник этого процесса ничтожен, слаб и жилок»… Здесь сама численность «была силой, и мощь единого управления этими силами положила начало вышеупомянутым гигантским сооружениям».