Еще когда Афины были второстепенным поселением в сравнении с могущественными центрами микенской Греции — Микенами и Тиринфом, их акрополь уже представлял удобную крепость — плоскую площадку, длиной около 300 м, вытянутую с запада на восток, неприступную с севера, востока и юга, с более или менее пологим подходом с запада. Акрополь был обнесен стеной, с запада были ворота типа въездных Львиных ворот в Микенах, которые фланкировала микенская приврат- ная башня со святилищем. Дорийское нашествие, в результате которого были разрушены богатые микенские то,рода, не коснулось в то время скромных Афин, и они с их неприступным акрополем послужили .в дальнейшем местом убежища для многих микенских греков, что способствовало быстрому .росту города.
Акрополь становится почитаемым религиозным центром — местом культа богини Афины. В начале VI в. до н. э. здесь сооружается древнейший из известных нам храмов—старый храм Афины, от которого сохранились только фундаменты. В период расцвета архаического искусства храм Афины (антах) был обнесен со всех сторон колоннадой. На месте входных микенских ворот возведены Пропилеи, а на месте старого микенского превратного святилища — алтарь, посвященный Афине-Нике. Композиция Акрополя VI в. до н. э. является лишь одним из вариантов композиций, распространенных в архаический период. Главный храм стоял посередине плоского участка как ведущий объем. Но он не воспринимался достаточно выразительно с подходов к Акрополю. Его продольная ось совпадала с центром Пропилей. Точка зрения из Пропилей в лоб периптера не могла быть главной и единственной, так как зритель постоянно воспринимал весь объем храма, двигаясь в его обход вместе с процессией. Поэтому расположение храма на оси, идущей к центру Пропилей, является скорее случайным, чем типичным. К1 этому следует добавить, что Пропилеи были в то время повернуты на значительный угол к северу от указанной оси. Б V в. до и. э. Акрополь был разрушен персами, и все его храмы разбиты и сожжены. Это случилось в тот самый момент, когда афиняне покинули город и сели на корабли, чтобы дать персам решающее морское сражение. После разгрома персов, в котором Афины сыграли ведущую роль, наступает период наивысшего расцвета Афинского государства, сопровождающийся расцветом классического искусства V в. до н. э. (Возглавляя Морской союз, Афины могли распоряжаться казной союза, что позволило им в период правления Перикла предпринять грандиозное строительство и в том числе создать новый ансамбль Афинского акрополя.
Планировка и застройка Акрополя, возможно, выполнялись под общим руководством скульптора Фидия. В 449 г. до и. э. утверждается проект и в 427—424 гг. ведется строительство храма Афины-Ники (архитектор Калликрат), в 447—438 гг. строится Парфенон (архитекторы Иктин, Калликрат), в 437—482 гг. — Пропилеи (архитектор Мнесикл) и, наконец, в 421—406 гг. — Эрехтейои.
Композиции Афинского акрополя, как отмечалось, было посвящено много исследований. Наиболее признанной и обобщающей является концепция О. Шуази $147]. В концепции выдвигается принцип равновесия масс или «общей симметрии масс» относительно некой центральной оси. Эта симметрия несколько отличается от зеркальной геометрической симметрии и носит у О. Шуази название «кажущейся асимметрии»: «(Кажущаяся асимметрия нового Акрополя — только способ придать живописность этой группе зданий, расположенных с большим искусством, чем где бы то ни было». Способ уравновешивания архитектурных масс О. Шуази показывает на «образе последовательных панорам, развертывавшихся в V в. перед посетителем Акрополя», выделяя пространство перед Пропилеями и за ними. Анализ плана перед Пропилеями, сделанный
О. Шуази, достаточно раскрывает этот принцип: «На первый взгляд, — пишет О. Шуази,—нет ничего более неправильного, чем этот план, но фактически он представляет собой вполне уравновешенное целое, где общая симметрия масс сопровождается изысканным разнообразием в деталях. Правое крыло образует вместе с храмом Ники массив, соответствующий левому крылу, причем это равновесие настолько точно, что оба ограничивающих радиуса АХ и AY образуют одинаковые углы с главной осью здания». Некоторому развороту храма Афины- Ники дается следующее объяснение: «Этот маленький храм поставлен непараллельно главной оси композиции: эта новая неправильность привлекает к нему внимание зрителя и придает зданию значение, которого оно иначе «не могло бы иметь вследствие «своих малых размеров».
Исходная точка зрения на схеме О. Шуази задана входными юашнямИ с «воротами и «монументальной широкой лестницей, которые построены, как известно, уже в римскую эпоху. Такое отвлечение от действительных условий лишает «необходимой точности исследование, опирающееся на геометрические построения. Правда, здесь О. Шуази замечает, что несмотря на то, что «оптическая симметрия безупречна, налево не хватает массива, соответствующего храму «Ники». Таким массивом, по его мнению, должна «была быть «скульптура, посвященная царю Евмену, стоявшая когда-то в точке Р. Однако в отличие от Рима наружная скульптура в Древней Греции до конца IV в. до н. э. не могла играть ни роли композиционного центра, оставаясь у дороги и направляя движение к главному объекту — храму, ни служить уравновешиванию массы храма.
Зеркальная симметрия Пропилей нарушена тем, что южное крыло но объему значительно меньше северного. Этот факт вызывает споры среди специалистов. Некоторые из них считают, что по первоначальному проекту Мнесикла Пропилеи были абсолютно симметричны и южное крыло по размерам было равно северному. Это предположение обосновывается тем, что постройка Пропилей могла быть не завершена из-за начавшейся Пелопонесской войны или из-за противодействия жрецов храма Афины-Ники. Однако известно, что Мнесикл составил проект Пропилей уже после того, как народное собрание утвердило (в 449 г. до н. э.) проект храма Афины-Ники. Можно полагать, что он учитывал в своем проекте будущий объем храма Ники и наличие композиционной оси: храм Ники — Парфенон.
В композиционном решении Акрополя V в. греки, очевидно, н.е могли далеко уйти от представлений предыдущей эпохи, хотя эти представления и были рационализированы. В нем лишь наметился тот сдвиг в системе восприятия окружающей среды, которая сложилась в так называемую эллинистическую эпоху (с конца IV в. до н. э.) и окончательно восторжествовала в римскую эпоху.
Прослеживая развитие архитектуры акрополей с архаического периода, можно предположить, что основной композиционной осью в организации пространства Акрополя и идеального движения зрителя остается главный храм. Если в VI в. им является старый храм Афины, поставленный посередине участка и воспринимаемый только с площадки Акрополя, то в V в., когда Акрополь приобретает особое общественное и градостроительное значение, возрастают масштабы строительства и идеологическое значение архитектуры. Главный храм располагается на том месте, откуда он мог восприниматься как ведущее архитектурное сооружение, прежде всего, с дальних подходов. В этом композиционном построении получает наивысшее развитие принцип, созданный в архаическую эпоху, и меняются масштабы его приложения.