Нельзя наблюдать, как растут коралловые рифы. Архитектурная форма, моделирующая эстетическое восприятие, но выступающая обычно сразу во всей ее дельности (в отличие, например, от музьжи), должна представить глазам зрителя ступени своего «роста». Так на срезе дерева можно видеть подовые кольца, запечатлевшие временные циклы жизни. Эти ступени предстают в виде расчлененных элементов форм и интервалов (как платформы зиккурата), и сам композиционный прием характеризуется понятием ритма.
В ритмическое отношение платформ зиккурата вовлечены подобные уменьшающиеся в размерах элементы. Восприятие ритма вызывает чувство подъема энергии, стимулирует движение, готовность совершить подъем на вершину башни. Как и в трудовом процессе, восприятие формы облегчается тем, что существует определенное повторение: действие не начинается с самого начала, но продолжается, подхватывается после интервала, дающего отдых.
В зиккурате ритм ярусов башни не подхвачен и не выражен в ритме площадок лестницы, скорее, несущей идею непрерывности движения. Так, ритм ярусов зиккурата в Дур-Шаррукине, имеющего винтовой пандус, сопровождает непрерывное движение по сужающимся квадратам; ритм служит здесь процессам эстетического восприятия и освоения формы, организуя и передавая мысленное, «концептуальное» движение зрителя в пространстве. Зиккурат является единственной архитектурной формой города, где принята собственно ритмическая завершенная композиция, соответствующая чувственному переживанию, приходящему к кульминации. Противоположно этому вертикальные членения стен города, зиккурата и дворцов имеют постоянные интервалы. Такое постоянное отношение форм и интервалов называется метрическим отношением, в отличие от собственно ритмического. Метрический строй позволяет чувственно оценить размеры сооружений (реально или иллюзорно) на основе представления о периодичности, возникающего (по А. Молю) после трех-четырехкратно изохронно повторенных событий, дает возможность сопоставить (с помощью единого модуля) отношения размеров ярусов и платформ.
В метрических рядах стен города интервалы не преобладают над выступающей массой ризалитов. Воспринимаемая в пространстве стена кажется состоящей из отдельных часто поставленных ризалитов с малым пространством между ними. Расчлененные массы стремятся сблизиться и сжать пространственные интервалы, усиливая чувство монотонности и напряженности ритма. Так рождается определенный социальным заказом образ медленно движущейся процессии, каждый индивидуальный участок которой ничтожен, слаб и жалок, а целое подавляюще колоссально и нерасторжимо.