Целостность (единство) является важнейшей чертой образа и выступает как ведущий принцип архитектурной композиции («основной закон» композиции). Принцип целостности (единства) композиции соответствует принципу синтетического целостного отражения объекта, рассмотренному нами при описании логической структурной модели восприятия и познания. (Выраженной формой целого является чувственный образ в его движении от первоначального зрительного образа на интуитивной стадии восприятия до предступени художественного образа.
Специфика первоначального зрительного образа, соответствующего интуитивной подсистеме ступенчатой логической модели, может быть выявлена с помощью экспериментальных данных и теоретических положений, полученных в естественнонаучной области. Такое описание зрительного образа с помощью моделей естественнонаучном сюжете имеет следующее значение.
Во-первых, стадийности восприятия требует рассматривать архитектурную форму не только как соответствующую форме ее воспроизведения на завершающей стадии восприятия, но и как содержащую предшествующие зрительные образы, соответствующие состояниям формы в ее движении от сигнала-раздражителя до знака-носителя художественного образа. Специфика этих образов (или точнее видоизменений Образа в процессе «вычерпывания» из объекта нового содержания) должна быть изучена архитектором, управляющим процессом эстетического восприятия и мышления через создаваемую им форму.
Во-вторых, первоначальный (Зрительный образ может служить (с учетом необходимых методологических ограничений, не допускающих сведения высших форм к низшим) своеобразной моделью архитектурно-художественного образа. Ценность этой модели заключается в том, что она опирается на фундаментальную естественнонаучную область знания. Важно отметить, что с точки зрения направленности процессов эстетического восприятия (но не его результатов) не существует пропасти между архитектурно-композиционным образом и художественным образом в архитектуре. Первый представляет собой оформленную предступень художественного образа, способную к самостоятельному существованию в рамках конкретного архитектурного произведения.
Наконец, выявленная структурная определенность процесса сложения художественного образа и соответствующая характеристика архитектурной формы могут быть положены в основу формализации языка анализа архитектурно-художественной формы (архитектурно-художественной критики). Логическая ступенчатая модель, предпосланная теории анализа и критики, как и «спектральная» модель, составляет базу метаязыка теории, элементы которого могут непосредственно не участвовать в описании художественного явления. Наличие же метаязыка является необходимым условием построения семантической теории.
Изучение зрительного образа как проявления синтетической цельности восприятия архитектурной формы было начато в Баухаузе и Вхутемасе. Исследования геометрического образа во Вхутемасе в связи с поисками выразительности формы были, как отмечено, ценным вкладом в эстетическую теорию архитектуры.
Сегодня эти исследования могут опираться на результаты, полученные в кибернетике, психологии, семиотике.
В основе психологических моделей механизма восприятия лежит представление о том, что восприятие протекает как взаимодействие двух встречных потоков: один—от объекта, другой— из глубины памяти субъекта как результат отражения его прошлого чувственного опыта. Это положение было оценено еще В. /Гропиусом как имеющее фундаментальное значение для эстетической теории архитектуры К Экспериментальное (подтверждение и теоретическое развитие оно получило в современной психологии, в частности, в исследованиях советских психологов (А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и др.), основывающихся на гипотезе уподобления. (Процесс восприятия рассматривается здесь как взаимодействие двух встречных потоков, во время которого происходит непрерывная «борьба о иллюзиями», возникающими при переборе в памяти «эталонов» — «оперативных единиц восприятия». Согласно А. В. Запорожцу, процесс может быть рассмотрен таи же, как «перекодирование», («перевод получаемой информации на собственный «язык» оперативных единиц восприятия, признаки которых хорошо известны субъекту и функциональное значение освоено. Так им образом, одновременно с уподоблением субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту».
Основываясь на гипотезе уподобления и на развивающих ее исследованиях, можно предположить, что соотношение формы и соответствующего эталона существенно влияет на направленность процесса по пути эстетического восприятия. Эстетическое восприятие оперирует, вероятно, своим «алфавитом» образов — специфическим набором оперативных единиц — эталонов. Среди них следует выделить единицы «первого рода», исследованные еще гештальтпсихологией.