Для изучения внутренней структуры архитектуры рассмотрим ее как условно (и временно) закрытую систему. Построение таких систем основывается на аналитическом принципе «отключения». При последовательном «отключении» подсистем первого, второго и т. д. порядка от первичной системы наблюдается угасание специфических качеств первичных подсистем и постепенное сближение противоположностей на основе выделенного аспекта первичной системы.
В момент отключения системы «Архитектура» от ее внешних связей две из ее подсистем проявят тяготение к соответствующим каналам первичной системы, а третья останется нейтральной по отношению и ним. Она унаследует от первичной системы ее наиболее «внутренний» аспект — реляционный. Назовем ее информационной, точнее, эстетико-информационной подсистемой. Другая подсистема может быть названа функциональной. Она лежит по одну сторону информационной подсистемы и тяготеет к функциональным (энергетическим, социальным) аспектам. По другую сторону располагается структурная подсистема, отражающая [материально-вещественные аспекты архитектурно пространственной формы и тяготеющая к субстанционным, природным аспектам.
Такое подразделение является, конечно, условным, но типичным при изучении систем: «При изучении как системы, так и элементов, важны понятия структуры и функции,—пишет Н. м. Амосов.—Первое интуитивно связывается с некоторой материальной конструкцией, второе — с изменением энергии. Получается параллель: «материал-энергия» — «структура-функция». В действительности все выглядит сложнее. Например, функция сложной системы — «условное понятие, возникающее в процессе ее схематизации, моделирования, включающее изменение во времени и пространстве как материальной структуры, так и энергии».
Анализ интересующей нас ,эстетико-информационной подсистемы необходимо начать с рассмотрения логической структурной модели системы архитектуры, обладающей не только «спектральной», :но и ступенчатой .структурой. В таком виде модель, как отмечалось, дает возможность установить требуемый логический уровень знаний, осваиваемых на данном этане последовательного процесса обучения, место и значение конкретной учебной дисциплины.
В соответствии с рассмотренной ранее структурой ступенчатой логической модели могут быть выделены три уровня изучения: первый уровень, связанный преимущественно с предварительными конкретными представлениями и общетеоретическими понятиями, .второй—преимущественно аналитический, возможный на базе конкретных представлений, и, наконец, третий — преимущественно синтетический, связанный с высоким достигнутым уровнем знания и (профессионального умения, с преобладанием научно-творческого подхода к объекту изучения. Требования, которые могут (быть предъявлены с этих позиций к содержанию предварительного курса архитектурного проектирования, выявляются при сопоставлении логических структурных моделей «спектрального» и ступенчатого вида. Показывает возможность выделения эстетико-информационной подсистемы данного уровня как исходного пункта познания и проникновения во нею систему. Для этого названная подсистема должна быть готовой воспроизводить «в миниатюре», на определенном логическом уровне всю систему в ее внутреннем информационном аспекте, или представлять на предварительном уровне архитектуру в целом. Преобразованная таким образом подсистема может быть условно названа, в отличие от более широкой области, подсистемой «(Композиция». Соответственно объемно-пространственная композиция, ее теория и практическое профессионально-творческое освоение будут рассматриваться как основной аспект предварительного курса архитектурного проектирования.
Дальнейший анализ подсистемы «Композиция» как условно закрытой системы позволяет уточнить содержание и структуру курса основ архитектурной композиции и рассмотреть на уровне этой модели структуру художественного образа в архитектуре.