Обе дороги на юге сходятся перед крепостью, что дало основание Л. М. Тверскому говорить о ярко выраженном трезубце, определяющем планировочную и объемно-пространственную структуру города.
Ясная и в то же время живописная планировочная основа получила великолепное выражение в первоклассных архитектурных ансамблях Рождественского собора и архиерейских палат на территории кремля, ансамблей названных выше монастырей, а также многочисленных приходских церквей. Эти ведущие ансамбли и памятники города с сохранившейся свойственной им городской застройкой и природным окружением создают неповторимое впечатление цельности, законченности, логичности, мастерства возводивших их людей.
Уже на стадии разработки генерального плана закономерно возникли предложения по полному сохранению и реставрации Суздаля как памятника русского градостроительства, сохранения его силуэтного восприятия, особенно выразительного при взглядах с двух поклонных гор при подъезде от Владимира, когда в полной мере раскрываются панорамы города, в которых важнейшая роль принадлежит вертикалям колоколен, куполам соборов, возвышающимися над необозримыми просторами Восточно-Суздальского ополья.
Чрезвычайно важны для облика Суздаля также внутренние точки обзора отдельных ансамблей и памятников, композиционные связи между ними. Изумительные виды открываются из внутренних пространств отдельных ансамблей, когда передний план картины формируется каким-либо фрагментом этого ансамбля, а задние планы образуют комплексы и природные пейзажи. Замечательный ландшафт открывается при взгляде от Рождественского собора, Торговых рядов, Спасо-Евфимиевского монастыря. Эти картины всегда неожиданны и удивительно гармоничны.
Основные идеи реконструкции Суздаля сформулированы в генеральном плане его развития, разработанном Гипрогором. В функциональном отношении город формируется как центр туризма, исторической науки и сельского хозяйства, что позволяет поставить вопрос о существовании города-заповедника на реальную почву.