Ставшая в XV в. столицей Великого княжества, Москва начала свой стремительный рост. Уже в XV в. Москва — крупнейший средневековый город с развитой планировочной структурой, в XVII в. оформившийся в пространственном отношении возведением мощных вертикалей кремлевских башен, колокольни Ивана Великого, монастырей сторож.
XVIII и XX вв. существенно не изменили стройную средневековую композицию Москвы с ее радиально-кольцевой системой улиц, ориентированных на Кремль и собор Василия Блаженного. Ансамбли Кропоткинской улицы, проспекта Маркса, улиц
Богдана Хмельницкого, Чернышевского, Карла Маркса, лучевая система Замоскворечья, Бульварное кольцо и ряд других стали неотъемлемыми компонентами этой целостной системы. В период классических градостроительных построений создаются ансамбли Театральной и Манежной площадей, отдельные средневековые постройки уступают место зданиям классицистического стиля. Однако в целом Москва сохраняется как типично средневековый город.
Именно это и приводило к тому, что еще сравнительно недавно даже среди специалистов бытовало мнение, что криволинейное начертание московских улиц случайно, ничем не оправдано. Архитектурно-пространственная композиция центра Москвы трактовалась как хаотичная, сформировавшаяся стихийно и не представляющая градостроительной ценности. Роль памятников градостроительного искусства отводилась лишь городам классицизма. Такое отношение к исторической Москве оценивало предложение о спрямлении улиц, о завершении как бы незавершенной радиально-кольцевой системы улиц в Замоскворечье замыканием Бульварного кольца как благо для города.
Сегодня градостроительная историческая наука полностью опровергла эти рассуждения.
Анализ исторической композиции Москвы и сохранности ее в настоящее время позволяет говорить о том, что Москва в границах, приблизительно совпадающих с Камер-Коллежским валом, представляет собой уникальную историческую композицию, основанную на ряде закономерностей.