В Толедо существовала богатая и влиятельная еврейская община. О ней в квартале гетто Ахрам напоминают две бывшие синагоги.
Та, что известна как Белая (вероятно, по христианской церкви Санта Мария ла Бланка, в которую была обращена около 1405 г.), изначально называлась аль-Маликин или, по заказчику, Абу Дур хам. Одними авторами датируется концом XIII или даже XII в., другими (К. М. Малицкая) 1360—1366 гг. на месте более древней.
Имеет неправильные очертания плана: только южная стена параллельна оси здания. Подразделена на пять нефов колоннами, соединенными подковообразными арками — Потолок деревянный; ранее освещалась, подобно базилика, верхним светом (круглые окна в наружных стенах явно позднейшие).
Очень оригинальны белые восьмигранные стволы колонн и их желтоватые гипсовые капители: переплетение стеблей, такой же упругий изгиб листьев, к которым прикреплены шишки. Данный мотив варьируется. Над стыками арок — изящные, заполненные резьбой медальоны. Между ними от арки к арке протянуты медальончики, чья величина меняется по мере подъема архивольта. Фризов выше было, видимо, два, но от первого, могущего содержать надписи на иврите, остались только розеткн-ра ковины среди лепнины. Целиком сохранился верхний — сплетенные в ряд восьмиугольники с подразделениями внутри.
Вторая синагога, опять-таки имеющая сейчас христианское имя дель Трансито, построена на средства известного Самуила бен Мейр Халеви и когда-то соединялась с его дворцом. Открыта она в 1357 г, Однонефная; лишь та стена, что имеет внизу трехарочную на колонках нишу, в которой лежали священные книги, почти целиком занята орнаментом.
Но под деревянным кессонированным потолком везде идет аркатура с парными колонками мрамора различных цветов. Сюда же вписаны окна. Под аркатурой боковые стены украшены бордюром. В нем арабески приняли вид виноградной лозы, куда вставлены гербы Кастилии и Леона, и получили обвод изящным шрифтом написанными псалмами Давида. Эти и другие композиции органично сливают в себе еврейское, мусульманское и христианское.