Нормы мебели стали грациозны и некрупны. Детали мебели растворялись в общем объеме предметов, словно отлитых из некой пластической массы. Линии конструкции мебели исчезали, а границы ящиков маскировались стелющимся орнаментом. Мозаичный набор покрывал волнистые линии мебели и украшенные орнаментом маркетри. Среди мотивов украшений появились китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы, изящная раковина, волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты из лозы, гирлянд цветов, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы.
Поверхность дерева в готовом виде красили сплошь в белый, зеленый, голубой или другие цвета, лакировали или золотили. В мебельном производстве стали использовать дорогие экзотические породы дерева — амарант, палисандр, розовое и черное дерево для наклеивания на каркас. Мебель делали из бука, ореха, самшита, клена, дикой вишни. Черное дерево постепенно было вытеснено орехом и розовым деревом, появились изделия из махагони — красного дерева.
Резьба по дереву занимала весьма скромное место. Вместо нее теперь использовали бронзовые накладки. Типична была черная полированная фанера и бронзовые детали. Бронза в мебели рококо использовалась не только для ручек и накладок, но и для полной окантовки предмета — своеобразной получая металлической оправы. Мебель украшалась также маркетри. Вначале наблюдалась перегруженность бронзой, далее на смену бронзе приходят лаки, затем — картины из мозаики. В этот период из бронзы стали делать только ручки и накладки.
Мастером рококо был француз Ш. Крессан, Он ввел в моду амарант, розовое и фиалковое дерево, характерные бронзовые украшения в виде стеблей, листьев, цветов, женские головки (образы Ватто). Мозаика изображала корзины с цветами, гирлянды, букеты, ткани с цветами и гирляндами, атрибуты музыки и пастушеские сюжеты.
Мебель рококо — изящная и пластичная, словно вылепленная из воска. С течением времени стало заметно облегчение форм, изогнутость, вместо позолоты натуральное дерево, покрытое воском. Применялась роспись мебели по нежному и светлому цветному фону (желтому, розовому, голубому, салатовому). Наступил расцвет лаковой мебели. Китайская экзотика входит в моду придворного вкуса. Для мебели стали использовать сюжеты из китайской жизни, применяли китайские черные лаки. На черном лакированном фоне — красками написанные китайцы, пагоды, деревья и цветы, то есть так называемые «пейзажи настроения». Все это увлечение стало называться в Европе «китайщиной». Техника черного лака в стиле Мартенов (по имени мастеров) сочеталась с цветными лаками. Обивку делали с мелким узором цветов.
Полнее всего стиль рококо проявился в мебели для сидения, меньше — в столах, шифоньерах, туалетах и комодах и совсем слабо в шкафах. Шкафы сохранили прямые линии, но новый стиль проявился в орнаменте. Бесчисленные балы, празднества, маскарады требовали кресел, диванов, столиков и комодов, рассчитанных на изысканные, манерные позы. Мебель расставлялась небольшими группами в различных углах помещения для собрания и светского общения небольших групп аристократов. Обычно это были стол, диван и несколько стульев и кресел.
Оживленная общественная жизнь того времени требовала большого числа разнообразной мебели для сидения, а волнистый профиль не вредил удобству. На фоне богатого убранства стен и потолков мебель играла второстепенную, подчиненную роль. Мебель для сидения характеризовалась утонченностью, текучестью и интимностью. На креслах с волнообразными контурами не сидели чинно, а устраивались в кокетливых и ленивых позах.
Мебель уменьшилась в габаритах; утончились ножки и подлокотники. Ножки органично переходили в раму сидения, переноги исчезли. Мебель отделывали тонкой резьбой, деревянные части золотили и покрывали краской. Фон обычно был одного цвета, а резьба — другого. Краска сочеталась с позолотой. Мягкие части обтягивали шпалерной, шелковой тканью, соответственно форме и цвету деревянной основы.
В мебели все углы были скруглены. Ножки изгибались замаскированным изящным завитком, оканчивающимся каблуком. Спинка делалась в виде прямоугольника со скругленными углами и напоминала деку скрипки. Верхняя часть выгнутой спинки с резьбой отделывалась листьями, цветами, раковинами. Обивкой служил шелк с букетами цветов или разбросанными цветами, разводами, сценами из пастушеской жизни — пасторалями.
Стулья были легкими и более массивными. Спинки стульев и кресел были скобообразные в виде пучка, букета, лирообразные, веерообразные. В период рококо кресла стали делить на обстановочные, то есть которые вместе с диванами стояли вдоль стен, и подвижные, которые ставили группами вокруг стола, где собирается общество. Сидение стало шире и мягче, спинка откидывалась назад. Ручки кресел разворачивали в стороны для того, чтобы дамам в широких фижмах было удобно сидеть на них.
Стиль рококо снял напряжение этикета. Светский человек узнал позу отдыха, непринужденной беседы. Приятному времяпрепровождению у камина соответствовало глубокое мягкое кресло бержер с обтянутыми локотниками и подушкой, что в переводе значит «пастушка». Было легкое кресло кабриолет, кресло «маркиза» с очень низкой спинкой и очень широким сидением с подушкой, кресло «жаба» или жабу — глубокое, с большим квадратным сидением, массивной спинкой и боковинами, на одной из которых откидывалась полочка для свечи или книги.
Новые типы мебели для сидения — канапе, то есть два-три кресла вместе. Изгиб ножек усиливался, сидения стали широкими для удобства сидения в объемных юбках. Отделка, изысканная по цвету и рисунку, формы легкие и плавные. Диваны имели по переду четыре ножки, причем расставлены они были неравномерно. Обивка диванов состояла из двух полотен — спинки и сидения. Композиции двухцветные: темный фон по краям и светлая середина контрастного цвета с гирляндами, корзинами цветов, атрибутами музыки, пастушьей жизнью, перевитыми ветвями деревьев. Холодная помпезность и величественный стиль барокко сменялись удобством и уютом.
Посетители салонов теперь не стояли, а садились. Иногда им даже предлагали прилечь на прелестные диваны и кушетки. «Маркиза» — маленькое канапе на двоих. В ходу были диваны, канапе, кушетки, козетки или диванчики на двоих.
Кровати были конусообразные, в виде домика, театральной ложи, с балдахином, но без опорных столбов.
Ножки кроватей были украшены мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев. Кровать «дюшес» имела одну спинку в изголовье, ее балдахин укреплялся под потолком на раме с резьбой. «Турецкая» кровать имела выгнутую спинку сбоку и подлокотники и ставилась в нише. «Польские» кровати с двумя-тремя спинками (еще и боковая) также ставили в алькове. «Польская» кровать имела балдахин на круглой или овальной раме. «Французские» кровати с богатой резной спинкой у изголовья размещались посередине спальни.