Перед современным путешественником знаменитые пирамиды Египта предстают в виде огромных искусственных холмов правильной геометрической формы, сложенных из тяжелых каменных блоков и расположенных цепью вдоль западного берега Нила. Строгое геометрическое подобие центрических объемов вызывает представление о преднамеренной ритмической согласованности их форм. В теоретических работах по композиции понятие ритма часто иллюстрируется примером пирамид в Гизе. Однако это представление, как отмечалось, противоречит характеру общественного сознания эпохи, преисполненной идеей абсолютной деспотической власти и центрического соподчинения. Поскольку композиция не обладает -видом центричности, которой мы встречали в Месопотамии, проверим наше предположение о возможности организации архитектурно-пространственной формы по принципу зеркальной геометрической симметрии.
В самом деле, на моделях реконструкции можно -представить пирамиды как отдельные, не связанные друг с другом комплексы, симметрично организованные относительно их продольных осей, вытянутых с востока на запад. Вытянутость комплекса и направленность его на запад от Нила имели основания в пространственных представлениях древних египтян, связанных о религиозным культом. Сооружения не могли быть рассчитаны на «диагональное» восприятие, поскольку главный объем должен быть ориентирован по странам света, как и человек ориентировался в пространстве, приписывая строгое значение каждой из -сторон. (При этом главная фасадная ось сооружения могла быть обращена на юг, север, -восток или запад в зависимости от назначения постройки. (Комплексы пирамид получили строгую ориентацию их главной продольной оси с востока на запад. Такая ориентация соответствовала представлениям о -неравнозначности восточной и западной частей света. Плоскость, разделявшая эти пространства, проходила по реке жизни — Нилу. В районе великих пирамид Нил течет строго на север, туда, где незаходящие за горизонт неумирающие звезды вечно кружат вокруг неподвижного полюса. (К этой неподвижной точке пространства обращали свой взор астрономы, в нее направлен наклонный коридор из «королевской» камеры пирамиды.
Восточная половина была -страной восходящего солнца, жизни и -света, западная — страной тьмы и смерти. Входные ворота в комплексе пирамиды были воротами в эту страну, и сами пирамиды находились не только за пределами действительного города, но и далеко за чертой, отделявшей страну живых от страны мертвых. К пирамиде должна была вести мощеная дорога, направленная на запад — символический путь в страну умирающего -солнца. Различие между восточной и западной стороной было абсолютно и определяло не только -представления, но и трудовую деятельность людей. Употребляя язык физики, можно сказать, что потенциал -напряжения между двумя пространствами измерялся силою в 30 тонн — такого веса достигали каменные блоки для пирамид, добывавшиеся на восточном берегу и с невероятным трудом переправлявшиеся на западный берет Нила.