Классическим примером активного выражения весовых отношений служит Дворец дожей в Венеции.
Цельность выразительной композиции сооружения достигается, в первую очередь, сопоставлением массивной верхней части и пространственно-развитой нижней аркады. Противоположное впечатление общей легкости сооружения создается на фасаде небольшой капеллы Пацци во Флоренции. Весовая активность массы стены погашается прорезанным в ней крупным полуциркульным проемом и завершающим карнизом, приподнятым на тонких стойках.
Средством воплощения определенных отношений в архитектурной композиции являются членения. Членениями называют последовательное деление условно целой исходной объемно-пространственной формы на составляющие элементы, обладающие свойствами, необходимыми для того, чтобы эти части вступили в определенные отношения.
Поверхность стены, например, расчленяется междуэтажными поясами на несколько составляющих; подпорные стенки разделяют открытое пространство на очерченные с их помощью зоны и т. д.
Выполненное членение архитектурно-пространственной формы дополняет свойства целого свойствами его частей. В силу относительной самостоятельности образованных элементов при восприятии формы мы сопоставляем свойства членений.
Так, в организации пространства Купеческой улицы в Гродно участвовали монументальный объем храма, отрезок оборонительной стены с угловыми башнями, тесно прижатые друг к другу рядовые дома, фонари уличного освещения и даже столбики ограды.