Примером архитектурно-композиционного решения на основе формально-геометрического построения могут служить планы императорских терм. В развитом типе терм — термах Каракаллы, например, зритель входил по оои комплекса в узкую часть двора и оказывался перед высокой стеной огромного замкнутого объема. Затем он смещался влево или вправо, чтобы войти в здание через один из симметрично расположенных входов. Два из них, лежавшие ближе к оси, вели в банные помещения и два других — в гимнастические. Эти помещения имели зеркальные удвоения относительно продольной оои. Таким образом, развитие внутреннего пространства здесь началось не от центральных помещений, а от расположенных слева или справа от оои значительных по объему и оформлению помещений, каждому из которых соответствовало расположенное по другую сторону оси его зеркальное отражение. Это входные вестибюли, примыкающие к ним помещения для раздевания, большие перистильные дворы с расположенными вокруг них комплексами помещений для гимнастических упражнений.
Главные помещения, располагавшиеся на оси — это центральный зал в котором посетители мылись и натирались благовониями, круглый зал с теплой водой, куда они затем переходили, и открытый бассейн, в который посетители нападали вторично, проходя центральный зал. Затем они снова Возвращались в боковые помещения для гимнастических упражнений.
Симметрия сооружения не могла быть воспринята одновременно и непосредственно, но ее идеей посетитель непременно проникался и должен был постоянно держать ее в своем представлении. Представление о симметрии, как можно предположить, сливалось у него с образом героя-имлератора и это слияние происходило -в атмосфере удовольствия, созерцательной отрешенности, спортивного или ораторского энтузиазма, господствовавшей в императорских термах.
К числу больших общественных сооружений, которые, по подсчетам, могли одновременно вмещать половину населения Рима, относятся амфитеатры и цирки. Знаменитый римский амфитеатр Колизей (Колоссей) имеет симметричную эллипсовидную форму, вытянутую вдоль одной оси, что не исключает пространственной ориентации зрителя в замкнутом объеме. В отличие от открытых с одной стороны греческих театров, где внимание направлялось на сцену и природные пейзажи, здесь зритель видит толпу, наполнившую чашу амфитеатра, живую, жаждущую зрелищ, спаянную единым эмоциональным порывом. Складывающийся героический образ человека-толпы членится на однородные многочисленные, но все же достаточно крупномасштабные элементы. Это — «римские ячейки»—распространенные ярусами арки галерей, в которых были установлены скульптуры (кроме арок первого этажа, освобожденных от скульптур для людей, входящих в амфитеатр), и обрамленные колоннами ордера. Арка имеет ведущее значение в сложении образа Колизея, поскольку она служит особым антропоморфным элементом — пространственным, как некоторая сфера деятельности человека: наружные арочные ряды,— «читаются врителем на к отверстия внутренних галереи, предназначенных для людей и являющихся сферами людских движений и людской деятельности».