При изменении геометрического вида элементов архитектурной формы, в зависимости от соотношения их измерений по трем координатам, обнаруживается возможность перехода от объема (шар, куб) к плоскости (плинт, диск), а от плоскости — к линии (квадратный стержень, тонкий длинный цилиндр). Естественно, что между этими типовыми состояниями элементов существует бесконечное количество промежуточных состояний.
Величина. Многие визуальные свойства рассматриваются с точки зрения использования общепринятых единиц измерения. Величина элементов архитектурной формы также оценивается с помощью измерения ее протяженности по трем координатам в метрах, сантиметрах и т. и.
Однако в курсе архитектурной композиции важнее другой подход к определению величины формы. Для зрителя больший интерес представляет соотношение величины разных элементов единой формы или величин разных форм. При этом двумя крайними пределами состояния элементов форм по величине будут: а) равенство сопоставляемых форм \ б) такие минимальные размеры одной формы по отношению к другой, большей, когда обе формы еще воспринимаются в композиционной взаимосвязи.
Следует еще раз обратить внимание на своеобразный механизм установления «порога» (т. е. нижней границы) предельного состояния элементов формы по величине. Он определяется зрительно, на основании ощущений ряда экспертов.
Как правило, члены экспертного совета (например, группы учащихся) не расходятся во мнении по вопросу о том, когда именно при уменьшении одного из двух элементов они начинают восприниматься совершенно отдельными, несопоставимыми и невыразительными.
Важно, что такой «порог» вообще существует, и при беспредельном уменьшении одного из элементов неизбежно наступит нарушение гармоничного композиционного взаимодействия элементов архитектурных форм. Дальнейшее его уменьшение вовсе не имеет смысла, потому что оно уже привело к потере целостности и выразительности архитектурной формы.