Типовые состояния фактуры различных элементов архитектурной формы

Цветовая среда города

Цветом называется отличительная способность любой поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны. При падении света на любой объект происходит двоякое отражение в зависимости от характеристики поверхности.

Она отражает направленный на нее свет, окрашенный своим локальным цветом. Кроме этого она отражает цвет тела, обусловленный собственными характеристиками объекта. В итоге различие длины волн, отраженных от поверхностей форм, дает наблюдателю огромное разнообразие ощущений, раскрывающих красочное богатство окружающего мира.

Все обилие элементов архитектурных форм ранжировано по цвету. Для этого построены ряды элементов, закономерно изменяющихся по цвету в нескольких определенных направлениях :

1) ряды элементов ахроматических тонов — в пределах, например, от белого до черного цвета;

2) ряды элементов хроматических, т. е. спектральных, тонов, которые, в свою очередь, состоят из элементов, окрашенных по-разному:

— в теплой гамме — от красного цвета через оранжевый к желтому с множеством промежуточных состояний;

— в холодной гамме — от зеленого цвета через синий к фиолетовому с их промежуточными состояниями;

— в пределах двух дополнительных цветов — от красного к зеленому, от синего к оранжевому, от желтого к фиолетовому. Дополнительные тона располагаются в круге спектральных цветов диаметрально друг против друга;

3) ряды элементов в тонах от хроматических к ахроматическим. На одном краю такого ряда может быть красный элемент, на другом — белый \ иной вариант — от красного к серому, от красного к черному и т. п.

За счет регулирования цвета как одного из визуальных свойств составляющих элементов архитектурных форм можно сформировать новую систему членений архитектурной формы, т. е. создать иную систему соподчинения архитектурных элементов, а в результате получить более сложную и выразительную форму на более высоком уровне целостности.

Светотень. Светотенью называется распределение освещенности на поверхности тел, позволяющее воспринимать геометрический вид формы. Будучи ее объективным свойством, светотень обладает способностью эмоционально воздействовать на зрителя в той мере, в какой она выявляет пластику формы.

Степень освещенности поверхности тела может изменяться в зависимости от величины угла падения лучей света на поверхность, строения поверхности освещенного тела и его окраски. В случае использования источника искусственного света действуют дополнительные факторы: мощность источника света; расстояние от поверхности до источника света.

При интенсивном освещении прямым светом на архитектурных формах появляется резкое разграничение света и тени, а в освещенных местах не различаются промежуточные оттенки. При очень слабом освещении наблюдается обратное явление: становятся незаметными различия оттенков в самых темных частях объекта. Наиболее выгодно в этом отношении освещение средней яркости и наличие отраженного и рассеянного света.

Следовательно, ряды элементов архитектурных форм по светотени могут быть построены в двух основных направлениях :

1) при изменении светотени в зависимости от положения освещаемой поверхности по отношению к источнику света или, наоборот, изменении направления лучей света при неизменном положении освещаемой поверхности. Предельными состояниями в данном случае будут, с одной стороны, полная затемненность поверхности; с другой — максимальная освещенность при направлении лучей перпендикулярно поверхности;

2) при изменении светотени в зависимости от расстояния между зрителем и формой или силы источника искусственного света. Максимальный предел по освещенности определяется возможностью зрительного восприятия формы; при дальнейшем увеличении яркости источника света форма перестает восприниматься. Другой предел — отсутствие освещенности, форма затемнена и не воспринимается.