XVIII столетие и скульптура рококо

церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрассе

Среди выдающихся европейских скульпторов и архитекторов на изломе века был Андреас Шлютер (около 1660-1714), который был родом из Данцига (ныне Гданьска). Искусству скульптора он обучался у Кристофа Саповия, в архитектуре же он был самоучкой. В период между 1681 и 1694 годами он был занят в многочисленных проектах в Варшаве, но в 1694 году обосновался в Берлине и стал придворным скульптором курфюрста Бранденбурга. Свои основные скульптурные и архитектурные работы мастер выполнил в Берлине. В 1707 году он был отстранен от должности придворного архитектора и уехал из Берлина в Санкт-Петербург по приглашению русского царя. Он умер там в 1714 году.

Самой знаменитой скульптурной работой Шлютера является монументальная конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма I в Берлине. Она была не только одной из самых знаменитых конных статуй барокко, но и первым в Германии конным памятником под открытым небом. Царственная поза курфюрста, который своей силой сдерживает энергию коня, прибавила славы правителю, олицетворявшему политическую силу и власть Бранденбурга. Монумент первоначально был воздвигнут на оси главной городской магистрали на Длинном мосту, перспектива которой вела к Королевским воротам дворца в Берлине. У подножья ее изображены четыре раба, символизирующие различные темпераменты, которые были выполнены в традиции позднего Ренессанса другими скульпторами.

Бальтазар Пермозер (1651-1732) из Химгау в течение четырнадцати лет (с 1675 по 1689) жил и работал в Италии, прежде чем стал придворным скульптором Дрезденского двора. В начале своего творческого пути он работал в Венеции, Риме и Флоренции. На его творчество определяющее влияние оказал Бернини, однако многие скульптурные произведения Пермозера несут на себе элементы ренессансной строгости. В Дрездене при дворе курфюрста Иоганна Георга III он создал множество парковых скульптур, а также работал в области мелкой пластики, вырезая фигурки из слоновой кости. Среди главных обязанностей скульптора было украшение Цвингера, и здесь он мог применить на родной почве приемы итальянских мастеров. Его последней замечательной работой был «Апофеоз принца Евгения», изображающий правителя, который избавил Европу от нашествия турок в 1697 году. В полном вооружении, военачальник изображен поставившим правую ногу на поверженного турка. Принц Евгений в львиной шкуре и с палицей напоминает Геракла. Гений держит над его головой солнце славы, а Молва трубит о его доблести. За фасадом великолепия барочного апофеоза Пермозер, тем не менее, сумел уловить и некоторые индивидуальные характеристики Евгения Савойского. В этом отношении творческая манера скульптора явно отличается от репрезентативного характера изображения в работах, например, Шлютера.

В Мюнстере (Вестфалия) работала на протяжении жизни нескольких поколений другая династия скульпторов. В произведениях отца Иоганна Мауритца Грёнингера (1650-1707) — который обучался у Арта Квеллина в Антверпене и служил придворным скульптором в Мюнхене — и его сына Иоганна Вильгельма Грёнингера пышность итальянизирующего барокко стала значительно менее заметна, возможно, благодаря обучению отца во Фландрии.

Братья Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Квирин Азам (1692-1750) прошли первоначальное обучение у их отца Ганса Георга Азама, прежде чем отправиться для дальнейшего обучения в Рим (1712—1714). Если Космас занимался в основном росписью плафонов и сводов, то Эгид по большей части был скульптором и мастером художественной лепнины, при этом и первый, и второй выступали и как архитекторы. Они удачно дополняли друг друга и работали совместно над многими проектами. На скульптурные работы Эгида сильнейшее влияние оказал Бернини; в собственном творчестве он объединил римские мотивы с местными элементами и создал стилистическую манеру, которая стала основой развития рококо в Южной Германии. Их первой масштабной работой стало внутреннее оформление бенедиктинской церкви святых Георгия и Мартина в Вельтенбурге, для которой Эгид создал «Святого Георгия, побеждающего змея» в гипсе, покрытого серебром и золотом.

В «Успении Девы» над алтарем монастырской церкви в Pope декорация алтаря в стиле позднего барокко превратилась в театральную сцену, связывающую архитектуру и «парящую» скульптуру; отчаянно жестикулирующие ученики, участвующие в сцене внизу, представляют только одну часть общего иллюзионистического действа. Неповторимым зданием является и церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрассе в Мюнхене, известная как «церковь Азам». Она была воздвигнута на собственные средства архитекторов, и это определило то, что здесь они не были зависимы от вкусов и мнений заказчиков в отношении внутреннего убранства.

церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрассе

Иоганн Франц Шванталер (1683-1762) был самым младшим сыном Томаса Шванталера; в своих произведениях Иоганн стремился сохранить художественные принципы отца. Получив по наследству его мастерскую в 1710 году, скульптор вскоре оказался под тяжелым бременем долгов, которые не смогла устранить и последовавшая затем женитьба. Под постоянным финансовым давлением Шванталер неуклонно продвигался вперед в своем творчестве и заслужил репутацию выдающегося мастера. Он оставил множество работ. Постепенно мастер преобразовал современную ему стилистическую манеру, создавая более лиричные по сравнению с работами отца, поражающие глубиной произведения.

Иоганн Пауль Эгелль обучался у Бальтазара Пермозера (1691-1752) и по возвращении в свой родной город Маннгейм около 1720 года стал придворным скульптором курфюрста; он работал над убранством дворца Шветцинг и его парка. Небольшое произведение «Снятие со креста» обнаруживает богатые способности мастера в различных аспектах художественной деятельности: скульптора, мастера по лепнине, резчика по слоновой кости и художника-графика. Это одна работа из целой серии небольших деревянных рельефов, задуманных как образы для поклонения, указывающих на очевидную органическую связь между присутствующими в них графическими и живописными элементами формы и скульптуры — особенность, которая заставила Клауса Ланкхайта определить их как «живопись из липы». Художественное очарование кроется здесь в напряженности между плоской поверхностью, которая служит простой основой для рисунка, и головами мужчин, выполненными в технике горельефа или даже в виде объемных изображений.

Георг Рафаэль Доннер (1693—1741) принадлежит к выдающимся скульпторам австрийского барокко. За время своей творческой деятельности он прошел много стадий, посетил Дрезден и Италию. Его излюбленным материалом была бронза и другие металлы. Самой известной его работой был фонтан на Новом рынке (см. справа), созданный в период между 1737 и 1739 годами по заказу города Вены, этот проект создал ему славу скульптора мирового уровня. Бронзовая фигура Провидения изображена сидящей у основания фонтана в окружении путти, здесь они представляют аллегории человеческих качеств, а не божественного провидения. По четырем концам изображены четыре фигуры в образах юности и зрелости, девушки и женщины, которые символизируют четыре главных притока Дуная — Траун и Эннс, Марх и Иббс. Дунай представлен не фигурой, а самой водой фонтана. Среди поздних работ Доннера — «Пьета» в Кафедральном соборе в Гурке, которая изображает внутреннее отчаяние Богоматери, сидящей в глубокой скорби над телом Христа в окружении ангелов. Трудно дать определение творческого почерка Доннера. Его искусство развивается в направлении стилистики рококо, избегая сильного барочного пафоса и обнаруживая присутствие классических элементов, которые опережают свое время.