Системность архитектурной композиции

Цветовая среда города

Одним из основных компонентов системного подхода к объекту изучения выступает основополагающее понятие целостности. Роль целостности в обеспечении высокого качественного уровня архитектурной композиции заключается в выборе такого проектного решения, в основе которого лежит подчеркивание визуально воспринимаемых внутренних взаимосвязей в ней как в системе и выявление главного элемента.

В целостной композиции между элементами существует такая двусторонняя зависимость, или системная связь, при которой изменение одного из элементов ведет к изменению других. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме.

Проиллюстрируем условия приобретения целостности архитектурной композиции на примере бывшего здания присутственных мест в Могилеве. Главный фасад каменного двухэтажного здания был решен с применением выразительных средств и приемов, характерных для архитектуры периода классицизма.

На протяженной стене фасада были выделены три выступающие части (ризалиты). Роль среднего ризалита как главного звена композиции была подчеркнута различными средствами: его большой шириной, наличием массивного аттика, развитым обрамлением и завершением оконных проемов, рустовкой всего поля стены первого этажа, наконец, устройством единственного на фасаде дверного проема.

Боковые ризалиты как второстепенные элементы получили значительно меньшую ширину, но все же были акцентированы большей плотностью в размещении проемов, а также иным завершением в виде небольшого треугольного фронтона. Отрезки же фасадной стены между ризалитами были оформлены лишь простым метрическим рядом оконных проемов без каких-либо декоративных деталей.

Пластическое решение каждого архитектурного элемента было обусловлено его местом в архитектурной композиции фасада как в целостной системе. В ней совершенно отсутствовали какие-либо случайные элементы и пространственные связи.

Для архитектурной практики обычно характерно достижение композиционного единства при наличии разнообразных компонентов, заметно отличающихся друг от друга по своим внешним свойствам, т. е. при наличии структурности.

В этом случае путь к достижению композиционного единства формы лежит через соподчинение ее элементов. Целостность архитектурной композиции достигается установлением иерархии элементов, т. е. нахождением строго определенных отношений между ее главными, второстепенными и дополнительными частями.

Например, композиционное единство такой архитектурной формы, как центральный городской район Витебска, по одному из его проектов достигался соподчинением элементов улично-дорожной сети, ведущих, в том числе высотных зданий, размеров кварталов, плотности и этажности застройки и т. и..

Целостность городского комплекса обеспечивалась установлением зрительных связей между его главной частью, выделенной обширным пространством городского ядра с самыми крупными сооружениями, и примыкающими к ней иными функциональными зонами, усиленными вертикальными акцентами меньшей высоты.

Нарушение взаимосвязей, выпадение какого-либо звена в системе требований немедленно приводит к снижению качества композиции или даже к ее разрушению. Так, фасад выставочного павильона  целостностью не обладает во многом именно из-за отсутствия акцентированной срединной части, которая по своим свойствам превосходила бы два относительно равнозначных фланговых объема.

Внесенные изменения были направлены на формирование выраженного композиционного центра, способного взять на себя функции организующего узла, обеспечивающего единство архитектурной формы. Отметим, что внесенные изменения в композиционном отношении оказались благоприятными и с точки зрения удобной организации функционального процесса: появилась группа залов разной величины, установились более удобные связи с подсобными помещениями.