Симметрия форумов

Цветовая среда города

Императорские форумы Рима действительно (были общественными центрами имперши. Именно здесь собирались толпы людей, чтобы стать свидетелями прибытия военных лидеров, демонстрировавших трофеи и плененных вождей, привязанных к (Колесницам. Здесь были построены и ведущие общественные здания культового, культурного, тортового и другого (назначения. Все составляющие застройку форума разные по функциям здания-храмы, базилики, библиотеки, торговые здания, объединялись при помощи портиков и иолонн в законченную симметричную композицию, отражавшую идею соподчинения единой власти. Сама площадь имела определенные функции, и древнеримский теоретик архитектуры Витрувий имеет уверенное пред став лен не о ее назначении и идеальных размерах: «Размеры форума должны быть достаточны для публики, чтобы пространство не было переполнено или слишком велико, оно должно всегда (Казаться большим. Для этого ширину следует установить такой, чтобы когда длина разделялась бы на три части, две из них и составляли (бы ширину. План должен быть вытянутым и приспособленным для зрелищ». Так (было создано и обработано пышным архитектурным ордером симметрично организованное пространство для толпы. Его монументальная архитектура должна была служить маской «порядка, мира и справедливости», прикрывавшей разбой в пи г аптском масштабе.

Композиция императорского форума берет свое напало от греческой агоры эпохи эллинизма. Промежуточный тип композиции мы видим в форуме Роман ум времен республики. В плане он напоминает греческую агору, но агора располагалась чаще на склоне горы, и объемы зданий одной из сторон возвышались над строениями с другой стороны, создавая несимметричную террасность застройки и поперечную (направленность пространства. В отличие от этого римские форумы сооружались на относительно плоских участках. В форуме Романум, построенном в низине, заметна еще попытка следовать греческой традиции—пространство раскрывается к северной стороне, нему способствует некоторый разворот и сдвижка вниз объема базилики Эмилия. Но отсутствие террасности придает храму в торце форума (драм Цезаря) иное, более важное значение в композиции, чем имел, например, архаический храм, оказавшийся в торце агоры в Ассосе. В дальнейшем с усилением единонатальной власти храм становится центром симметричной композиции форума, но он трактуется не как самостоятельный объем, а как ведущий портик, центральный элемент единой замкнутой композиции перистиля. В форуме Трояна этот портик уже откровенно не следует объему храма, поставленному поперек площади, а центральным объемным элементом, вложенным в пространство площади, служит конная статуя императора.

Статуя императора является ключом зеркальной геральдической симметрии форума и одновременно служит походным центром построения чертежа симметричного плана. Центр геральдической симметрии врезается в само пространство, (предназначенное для толпы. Этому соответствует строгая формальная геометрическая симметрии в планировке, не рассчитанная на единовременное восприятие и могущая существовать как умозрительный образ, сопутствующий цементирующему мышление образу -героя — императора. Такое сочетание отчетливо видно в форуме Трояна, строгая геометрическая симметрия плана которого не считается с окружающей застройкой, композициями форумов им и ер а торов -предшеств е витков, и рассчитана на определенный зрительный эффект контраста: «с осевой планировкой пришла тенденция организовывать здания симметрично по отношению к осям, даже когда это расположение было эффектно спрятано, как апсиды в форуме Трояна были спрятаны за колоннами, стоящими перед ними, — пишет Л. Мамфорд. — Эта всеобщая пространственная определенноегь была тем, что должно было (производить сильное впечатление на посетителя в Центре города. В большей части растущего метр ополи с а улицы оставались перепутанными и узкими проходами, беспорядочно усеянные случайными лавками и тавернами, затененные высокими жилыми домами с каждой стороны: здесь только случайный островок городского пространства,— храм, фонтан, портик или сад, могли быть благородным эхом центра города».

Скрытые от первого взгляда, но представляемые тем, кто не первый раз приходит в форум, крупные апсиды, обращенные к бокам статуи императора, создают вторую поперечную этом проявляется соединение осевой зеркальной симметрии и центрич1Ноети композиции: здание храма, поставленное поперек площади, уже не может служить центрам внимания зрителя, но только фоном статуи императора. Так и в общественном сознании образ «крепко-по, -непроницаемо вооруженного героя, у которого нет никаких других качеств»—обожествляемого героя-император а, оттесняет на задний план весь -пантеон отрешенных от мира богов.

Композиции императорских форумов в чем-то схожи с композициями египетских пирамид и храмов. Так же как и в Древнем Египте каждый великий -правитель строил свой собственный симметрично решенный комплекс, композиционно не связанный с тем, что создал его предшественник. Для обеих столь отдаленных эпох начала и конца раецвета рабовладельческой формации характерно развитие культа личности царя—фараона и императора. Но если в огороженном и открытом к небу пространстве египетского храма человек поставлен в центр пространства, как носитель всеохватывающего образа божества, то в Раше его место занимает монументальное изображение императора, обожествление личности которого вменялось в обязанность .каждого подданного.

Принцип формальной геометрической симметрии может быть прослежен и в планировке отдельных крупных общественных зданий. Эти здания, строившиеся императорами (т. е. по их инициативе, от их имени, а иногда и по их проектам как архитекторов-професоионалов), входили в систему «хлеба и зрелищ» и представляли собой колоссальные сооружения для развлечения масс. Привлекая их интерес и энергию, сооружения-вместилища служили тому, чтобы эта энергия не была направлена на неконтролируемую деятельность. Обеспечивая контроль над массами, они спосОбствовали их идеологической обработке, внушая чувство преклонения перед всесильной божественной личностью. В создании образа сверхчеловеческой личности существенное значение имели композиционные построения арен и терм, основанные на формально-геометрической (т. е. не воспринимаемой единовременно) симметрии.