ПРИНЦИП КОСМИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ

Цветовая среда города

Если в синтаксической теории композиции не было обращено внимания на принцип симметрии в архитектуре Древнего Египта, особенно в архитектуре пирамид, то в противоположность этому в ней имеется достаточно исследований, посвященных доказательству того, что зеркальная геометрическая симметрия была в высшей степени присуща композиции ансамолеи в древнегреческой архитектуре, особенно Афинского акрополя, где она, как считается, получила особое развитие. К числу исследований, обосновавших и утвердивших такую концепцию, относятся работы О. Шуази, К- Доксиадиса, отчасти Н. И. (Брунова, и многих других, принявших концепцию О. Шуази. Эти концепции опираются на синтаксический метод геометрического анализа, поэтому приведенный пример позволяет шире раскрыть метод семантического подхода и наглядно сопоставить ход и результаты двух возможных путей анализа. В частности, кажется естественной и небезынтересной постановка задачи сформулировать семантический принцип гармонии, в большей мере отвечающий характеру относительно демократического и гуманистического греческого полиса, чем принцип охватывающей зеркальной симметрии, симметрии «геральдического» типа (т. е. с ведущим центральным объемом), сложившийся в архитектуре деспотического строя раннего рабовладельческого государства Сопоставление двух гипотез даст богатый материал для экспериментального исследования на моделях, имитирующих условия восприятия композиции ансамблей.

Независимо от признания общности или различия композиционных принципов, совершенно очевидно различие некоторых общих условий развития архитектуры Древней |Греции и Египта. Одним из них являются ландшафтные "условия местности и условия срлкгиохпяяц£твенного производства.

Первые города в Древней Греции складывались как союзы горных деревень под протекцией крепости— священного места и цитадели. Они, как правило, не могли быть (большими из-за ограниченности в гористой местности плодородных участков и источников воды. Сельский уклад жизни и деревенские масштабы остаются определяющей чертой городов вплоть до четвертого столетия до н. э. Этому укладу соответствовал демократический характер полиса, в котором поддерживались племенные и семейные связи.

Укрепленный священный участок — акрополь — был местом укрытия населения в случае военной опасности, местом, недосягаемым для врага, местом хранения священных реликвий и резиденцией правителя. Именно здесь возник каменный храм, ставший ведущим типом монументального сооружения и определявший пространственную организацию акрополя классической эпохи и облик всей городской среды. Поэтому развитие и формирование архитектуры храма-периптера и значение его симметрии должны быть рассмотрены прежде чем мы остановимся на общем принципе композиционного решения акрополя.