Панафинейска я процессия восходила на Акрополь в праздник Больших Панафиней— день, корца афинские девушки от имени всего народа передавали богине Афине новую вытканную, ими одежду — пеплос. Процессию возглавляли старейшины города и девушки-служительницы Афины, одетые в длинные, спадающие до пят пеплосы. -3а ними служители вели жертвенных: животных, их сопровождали музыканты, шли девушки в пышных одеждах, и юноши в плащах несли бронзовые -кувшины на плечах. Далее следовали колесницы и всадники на неоседланных конях, замыкавшие шествие.
Скала Акрополя и над ней, на фоне синего неба, возвышался подавшийся вперед белый, переходящий в золотисто-оранжевый оттенок и -видимый снизу объем Парфенона. По мере приближения к нему Парфенон опускался ниже, прячась за скалистым обрывом и гладкими стенами. Дорогу в живописном порядке окружали многочисленные статуи богов и -героев или миниатюрные сооружения, поставленные частными лицами как благодарение богине города. У входа в Акрополь дорога огибала пиргос. (Возвышаясь над ними, навстречу шествию выбегал небольшой, легкий и изящный храмик Афины-Ники (победительницы). Поставленный здесь на месте древнего алтаря, он первый вещал о славных победах. Афин. Историю победы Афин над персами каждый мог прочесть, поднявшись на площадку пиргоса, в скульптурных изображениях на фронтонах и фризе антаблемента.
В глубине за пиргосом развертывалось пространство, ведущее в Пропилеи. Ограниченное с одной стороны рядом статуй во главе со скульптурной группой в честь царя Евмена (на кубическом постаменте) и обращенным к нему портиком северного крыла Пропилей, оно огибало пиргос и устремлялось к открытому портику Пропилей. Пропилеи выступали как граница двух пространств, или как граница, где происходила перемена психологического состояния человека: чувство оживленного движения толпы, подъема и подхода сменилось сосредоточенным благоговейным чувством близости к богам. Эта граница обозначена поперечной стеной, отделявшей западный портик от восточного с пятью уменьшающимися от центра проемами ворот. Через средний, шириной 5,5 м, могли проходить жертвенные животные и въезжать колесницы. Перед стеной западный портик образовывал нарядное полуинтерьерное- пространство с двумя рядами ионических колонн из пентели- конского мрамора, отделявших средний пролет от крайних и поддерживавших мраморный кессонированный потолок, покрытый росписью и позолотой. Ja проемами ворот между колом- нами восточного портика Пропил ей открывалось пространство площадки Акрополя. Сама площадка была подобна монументальному кладбищу. Изрезанная стенками ограждений священных участков с деревьями, источниками, гротами, скульптурными фигурами, обелисками, фонтанами и гробницами, она оставляла лишь сдвинутый к Парфенону изломанный проход. Над ©семи этими сооружениями «прямо и несколько вправо, на вздымавшейся бугром голуоои, мраморной, покрытой трещинами скале — площадке Акрополя, как из вскипающих волн вырастал и плыл на зрителя Парфенон» [48]. Подобно большому кораблю, пристающему к берегу, он приближался к зрителю чуть боком, не меняя своего устойчивого направления в пространстве.
Важным композиционным ориентиром движении процессии к Парфенону служила девятиметровая бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) скульптора Фидия1. Фигура была поставлена левее от центральной геометрической оси Пропилей и слегка развернута к главному храму.
Парфенон овладевает вниманием зрителя на всем пути движения процессии на площадке Акрополя от Пропилей вдоль северной колоннады периптера к свободной площадке перед восточным портиком 2. От Пропилей Парфенон виден цельным объемом, так как он вписывается в зону оптимальной видимости (25—30°), образуя угол зрения 27° 30. Однако точка зрения от Пропилей не является самой выгодной для восприятия объема, так как стороны периптера видны зрителю под равными углами. Именно эта точка зрения, по мнению И. И. Брунова, оставляет зрителя неудовлетворенным, заставляет его двигаться к объему и вокруг него.
Перед восточным фасадом Парфенона, обращенным в противоположную сторону от входа в Акрополь, где находился алтарь Афины, происходил кульминационный момент торжества— передача жрецам богини новой одежды, изготовленной для статуи Афины-Девы лучшими мастерицами города. Все это торжественное шествие изображено на мраморном фризе Парфенова.
Сам ведущий храм — Парфенон, воспринимающийся теперь вблизи, предстает в дорическом ордере, отличающемся здесь особой утонченностью и изяществом пропорций. Но изящество архитектуры Парфенона не является лишь результатом тщательных -геометрических изысканий. Образ, создаваемый Парфеноном,— это олицетворенное единство демократического полиса :и Афины — мужественной богини-воительницы, защитницы и победительницы, мудрой женщины, не способной быть грубым деспотом. И если дорический ордер — ордер мужественный, а ионический более соответствует женскому типу, то в Парфеноне намечено взаимопроникновение дорического «ионического ордера на необходимой дорической основе (по верхней части идет оплошная лента фриза ионического ордера без триглифов и метоп, внутри Парфенона поставлены четыре ионические колонны) 1.
Художественный образ Парфенона дополнялся и конкретизировался цветовым решением и тематическими скульптурными барельефами. Колонны имели раскрашенные капители и несли цветной антаблемент: синие триглифы чередовались с красным фоном для скульптурных изображений метоп. На красном фоне тимпанов выступали скульптурные группы западного и восточного фронтонов. Праздничная торжественность подчеркивалась полосками позолоты на рельефах. Скульптурные рельефы храма изображали мифы об Афине, сражения афинян с амазонками, борьбу греков с троянцами и гибель Трои, борьбу олимпийских ботов с гигантами. Здесь не было изображения сцен только и то одержанной победы над персами: величие этой победы лучше всего могло быть представлено в символах легендарных побед. Скульптурные изображения Парфенона давали как бы вторичное прочтение архитектурного образа, служили ето желаемой конкретизацией.
Во время моделирования условий восприятия композиции Акрополя с характерных точек зрения можно проследовать по пути движения процессии. Изготовление масштабной материально-физической модели Акрополя с необходимым привлечением обширных литературных материалов, изучение с помощью модели последовательных видовых панорам и последовательных гармонических зрительных образов, их фиксация с помощью различных технических средств, а также зарисовки позволят достаточно глубоко прочувствовать и понять архитектуру классического периода Древней Греции. Исследование должно дать экспериментальный материал в пользу той или иной гипотезы о принципе ком позиционной организации архитектуры Акрополя, для развития концепции или формирования новых представлений.
Знакомство с ведущим семантическим принципом древнегреческой архитектуры позволяет на конкретных примерах рассмотреть такие понятия теории архитектурной композиции, как тектоника и отношение «пространство — масса», имеющие важное значение и в современной архитектуре.