ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЪЕКТА

Цветовая среда города

Общая структура знания в целом совпадает со структурой процесса познания, представляющего собой диалектический процесс отражения предметов, явлений материального мира в сознании людей. Процесс познания органически связан с предметами материального мира, с их движением и развитием, и только такая связь дает человеку возможность правильно и глубоко познать реальный мир.

(Структура процесса познания может быть выделена уже на основе анализа, например, такого конкретного определения понятия архитектуры, как области практической и познавательной деятельности человека.

«Архитектура — это не стиль — ренессанс или барокко, или какой-нибудь другой,—:это не дом и даже не город,—писал архитектор, ученый и педагог А. К. (Буров.—Бее это только части огромного явления, в Которых она воплощается. Архитектура — это среда, которую человечество создает, чтобы жить, н оставляет потомкам в наследство, как улитка раковину — иногда жемчужную. Разница только >в том, что у раковины жемчужина — результат болезни, а подлинная архитектура — результат здоровья и огромной созидательной силы общества».

Подойдем теперь к этому определению как ,к одному закончен но-м у предложению и попытаемся найти в нем общую структуру развития мысли. Можно отметить три момента, как будто бы связанные с конкретным содержанием.

Первый момент — предположение о наличии у любого из нас самого общего, поверхностного, расплывчатого представления о предмете (архитектура—ото дом, город, стиль ренессанс или барокко), второй момент — отрицание поверхностного, слишком общего, расплывчатого представления (не дом, .город, .стили) и в то же время обращение и конкретным объектам .(упоминание о доме, городе, стиле как о частях одного явления), указание на то, что именно они являются частями целого, что они воплощают в себе огромное явление, и, наконец,— обобщение частных определений в одном понятии («среда»), в котором части (дома, порода, стили) соединяются в одно целое, в понятии, обогащенном чувственным образом, обладающим постижимой целостностью и силой воздействии (призыв .к обществу проявить здоровье и созидательную силу).

При ближайшем рассмотрении эта структура оказывается независимой от данного конкретного содержания: отвлечение от данных конкретных мыслей, протекающих каждый раз в голове человека, позволяет обнаружить логический строй мышления как устойчивую организацию, сложившуюся в результате миллиарды раз повторенного опыта мышления в процессе познания и обмена мыслями.

Речь идет о последовательном ходе мысли, о ее течении, в котором в определенной необходимой связи она приобретает все новое значение и обогащается новым содержанием. Построение мыслей есть и действие и структура, в которой отложился миллиарды раз повторенный процесс, достигший нужных результатов. Основой отражения и закрепления в логических законах и формах мышления объективных отношений вещей служит общественная практика людей. «Практическая деятельность человека,— писал В. И. Ленин, — миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом».

Всякое мышление является обобщенным и опосредствованным отражением действительности и идет прямо или косвенно от непосредственного чувственного восприятия действительности и через это восприятие. ,В силу этого мы можем говорить о структурном изоморфизме процесса познания и процесса непосредственного зрительного восприятия .предмета, а отмеченная связь восприятия с объективными отношениями действительности позволяет искать изоморфные отношения между этой структурой и некоторым специфическим строением воспринимаемого объекта.

В структуре восприятия наглядно проявляется известное философское положение о том, что познание совершается в движении от целого к частям и от частей к целому с преобладанием первого аспекта, так как целое на стадии анализа «витает» в представлении исследователя.

Обозначим стадии — элементы структуры восприятия следующим образом. Первую стадию, на которой происходит выделение предмета из окружения и определение его семантического класса с помощью интуитивного образа, почерпнутого из глубин памяти, можно назвать интуитивной. Вторую стадию, где на основе целостного представления осуществляется анализ деталей, частей целого, — аналитической. Третью стадию, где формируется значение о целом, не абсолютизирующее ни одну из сторон и рождающееся на основе разрешения противоречия, в результате синтеза противоречивых положений,—синтетической.

В выявленной структуре восприятия важное значение имеет относительная качественная характеристика элементов как находящихся в отношении противоречия и синтеза.