Изучение цветового решения зиккурата

Цветовая среда города

Во-первых, цвет ещс в глубокой древности имел условно-символическое зна. чепие. Это позволяло использовать его как вид языка в создании архитектурного образа. Символические значения цветов восходят к естественным связям цвета и объекта, но постепенно приобретают самостоятельность, когда цвета становятся элементами языковой системы. Условно-символическое знамение цвета было распространено не только в архитектуре, но и в живописи, где применялась условная раскраска изображений: синие лошади, красные всадники, белые и желтые львы и грифы.

Далее отметим «весовые» отношения цветов. Формы, окрашенные в темные интенсивные цвета — черный, коричневый ч др., кажутся тяжелее тех же форм, имеющих светлую — белую, голубую и подобную им окраску. Так, в зиккурате тяжелый черный цвет положен снизу, на мерной платформе (или группе платформ) покоится красная, которая должна выглядеть легче первой, легкие «небесные» цвета лазури и золота даны форме, венчающей башню. Цветовые отношения соответствуют, таким образом, материально-вещественной структуре сооружения, его «тектонике». К символическим и тектоническим свойствам цвета могут быть добавлены пространственные свойства. Интенсивный и теплый цвет приближает окрашенную плоскость, холодный светлый и сдержанный — удаляет. Поэтому лазурный храм на вершине зиккурата должен казаться высоко парящим над землей. Однако, платформы не должны быть сдвинуты одна относительно другой и тем самым разрушена форма («если вы будете стоять в двадцати футах от красного и голубого стульев, красный стул покажется на фут ближе», — утверждал Гропиус).

Наконец, гармонического единства между цветами ярусов башни можно достичь, если одни из них не будут слишком теплыми, а другие холодными. Гармоническому отношению цветов будут сопутствовать найденные соотношения цветов по площади, насыщенности и светлоте.

Итак, мы познакомились с особенностями композиционной организации архитектурно-пространственных форм в градостроительстве одной из древних цивилизаций. Мы видели, что архитектурная форма несет чрезвычайно обобщенный и сложный художественный образ, несводимый к одному из конкретных представлений, но вбирающий в себя всю «очеловеченность материального мира или непосредственное течение наших переживаний», включая структуру и форму этого течения. Он предстает как синтез чувственных образов, символов, понятий, эмоций и волевых устремлении, сливающихся «в единый согласованный хор, властно подчиняющий все душевные силы человека единому порыву, единому настроению».

Приведенное здесь описание архитектуры Месопотамии дает общее понятие о характере «видения» эпохи, указывает основные направления поиска более глубоких представлений в различных литературных источниках, направления экспериментальных модельных исследований. Эти сведения позволяют приступить к созданию материально-физичеоких моделей для дальнейшего углубленного исследования композиционных свойств формы и выполнению творческих упражнений, в которых студент должен выразить свое понимание идеологических устремлений и эстетических представлений эпохи, композиционных приемов ее архитектуры, умение передавать это понимание и отношение при помощи простейших моделей архитектурной формы.

Характер заданий для бригад и каждого студента конкретизирован в следующих примерах. Необходимая для выполнения работы литература указывается преподавателями, ведущими практический курс архитектурного проектирования. Примеры работ, выполненных студентами, приведены в приложении.

Принципы цветовой гармонии изложены в работе П. П.-Ревякина «Техника акварельной живописи».