К модели города Месопотамии можно добавить несколько цветных штрихов и красочных сцен городской жизни, которые позволят выявить значение цвета в композиции и в создании художественного образа.
Главные ворота, ведущие в «небесный город» (ворота Иштар), имели символическую окраску. Они были облицованы синими глазурованными кирпичами, а стены, окружающие подход к воротам и образующие входной вестибюль, — голубыми. На фоне обрамленной цветным орнаментом оиней и -голубой поверхности плавали цветные рельефные изображения животных. Сама «дорога процессий» была вымощена плитами известняка и красной брекчии.
Внутри город Вавилон был наполнен двух-трехэтажными домами со стенами, выложенными из кирпича и побеленными известью. Между домами оставались узкие, извилистые, немощеные улицы, всегда шумные и заполненные народом. Над крышами домов возвышалась ступенчатая цветная башня-зиккурат с -собственно храмом на верхней платформе. Ярусы башни, в форме которой воплощалась модель Вселенной, были окрашены в различные цвета — черный, символизирующий подземное царство, красный — землю, белый, голубой и золотой — священное небо и солнце. Черный цвет давала битумная обмазка кладки, красный — обожженый кирпич, белый—побелка, лазурь — глазурованная плитка, золотой цвет—облицовка листами золота.
Самый жизнерадостный золотой цвет окрашивался верхний храм — святилище, парящий под куполом темно-синего неба. Святилище могло быть увенчано огромными, выполненными из бронзы и позолоченными рогами быка, возможно напоминавшими по очертанию позолоченную луковицу русского храма. В эти краски вплетались зелень и пятна ярких бутонов цветов в садах, росших на уступах зи.ккурата. .
У подножья башни толпились зрители религиозных процессий, которым никогда .не было позволено встать на ступени длинной лестницы, ведущей к храму. В дни религиозных праздников по пей поднималась процессия, состоящая из даря, жрецов и придворных в парадных одеждах, усыпанных золотом и драгоценными камнями. Эту процессию сопровождали звуки торжественного гимна, исполняемого хором жрецов под звуки арф, флейт и бубнов, над процессией развевались хоругви и эмблема бога города. |Память об этих впечатляющих ритуалах пережила шумеров и их города и нашла, вероятно, отражение в библейских сказаниях в процессиях ангелов на небесных лестницах. Город был виден сверху, с уступов башни и с городских стен, служивших также широкой благоустроенной дорогой. На крышах многих домов были крупные садовые посадки, и многие дома обсаживались пальмами, дававшими тень.