Из курса истории средней школы мы уже имеем представление о социально-политических силах, заставивших подняться «из глубины океана мощные коралловые рифы», устремленные в божественное небо. Но эти искусственные рифы должны были обрести формы возведенных сооружений, имеющих геометрические объемы и несущих зрительные образы — символы, сложившиеся в сознании эпохи. Идеальная модель города Месопотамии может быть представлена как ряд вложенных друг в друга и возвышающихся одна над другой ступенчатых, квадратных в плане платформ — от гигантской обнесенной стеной площадки, вмещавшей все население огромного по тем временам города, до верхней платформы ступенчатого храма, служившей резиденцией бога. Это — ярусная иерархическая башня, ступени которой ведут в небо. Нижний квадрат — собственно город, образовывался рядами оборонительных стен со рвом, защищавших городских жителей от грабительских набегов кочующих племен. В него вели преувеличенные в размерах торжественные ворота, «и сам город получил название Вавилон — «ворота в небо». Те, кто жили за этими неприступными монументальными стенами, представлялись деревенскому жителю полубогами, близкими к царю и жилищу бога. IB центре городской застройки на высокой террасе возвышались стены царского дворца. Строительство платформы было вызвано «не столько стратегическими соображениями, сколько желанием создать разрыв между порабощенным народом и (государственной властью в лице царя».
Центрическая ступенчатая композиция завершалась и наглядно повторялась в (башенном храме — зикку-рате («храме бога»). Его платформы образовывали постамент для собственно храма, размещенного на верхней террасе. Форма зиккурата воплощала в себе модель Вселенной, имевшей, по представлениям, сложное ступенчатое строение: нижние ярусы символизировали подземное царство, средние — землю и верхние, доступные лишь немногим, —божественное небо.