Визуальные свойства элементов архитектурных форм в действительности изолированно друг от друга не существуют. Они характеризуют различные формы во всей своей совокупности. Так, совершенно одинаковые по величине, геометрическому виду и материалу, но расположенные на разном расстоянии от зрителя, формы различаются минимум по двум свойствам — положению в пространстве и светотени.
Детальный анализ первичных свойств элементов архитектурных форм позволяет далее показать, что, сознательно регулируя свойства взаимодействующих элементов, можно добиться целостности и выразительности архитектурной композиции. Для того, чтобы убедиться в возможности одновременного и гармоничного использования в пределах одной и той же архитектурной формы всех визуальных свойств задействованных элементов, приведем два примера.
При восприятии здания клуба коммунальных работников в Москве зритель постепенно, одно за другим, фиксирует все первичные свойства составляющих компонентов архитектурной формы. Вначале отмечается их различный геометрический вид.
В постройке действительно использованы архитектурные элементы в виде параллелепипедов с самыми разными соотношениями измерений сторон: объемные (достаточно выраженные самостоятельные части главного корпуса); плоскостные (многочисленные тяги и карнизы) и линейные (межоконные пилоны-простенки первого этажа). Очень хорошо «читается» цилиндр, в который вписана лестничная клетка.
Активно варьируются величина и положение в пространстве композиционных элементов, расположенных на разной высоте и удаленности от наблюдателя. Эстетической составляющей стало соотношение по величине двух частей цилиндра, разрезанного горизонтальным блоком на уровне четвертого этажа.
Хорошо заметна разная фактурная обработка глухих плоскостей, выполняющих различные функции в тектонической структуре здания. Единый цветовой тон наружных стен также обеспечивает целостность формы, а градация светотени способствует выразительной дифференциации ее членений.
При восприятии небольшого градостроительного комплекса, состоящего из старых и новых корпусов Витебского облисполкома, наблюдатель, прежде всего, отмечает их различное положение в пространстве. За счет углубленного (по отношению к линии застройки) размещения здания бывшего епархиального училища (справа) и, напротив, выдвижения вперед нового административного корпуса, пространство улицы Гоголя получило акцентированное замыкание.
С этой же целью в общий массивный объем нового корпуса введен развитый по вертикали элемент линейной формы — часовая башня. В построении фасада нового корпуса хорошо «читается» художественное противопоставление массивного верхнего яруса и пространственно развитого остекленного первого этажа.
Выделение центрального ризалита в здании бывшего училища (опять же за счет изменения положения элемента в пространстве) позволяет подчеркнуть главную часть фасада и акцентировать пространственную ось, перпендикулярную руслу улицы, словно зрительно останавливающую ее направленность к архитектурной вертикали.
Таким образом, в каждом из приведенных примеров выразительная архитектурная форма разделена на множество составляющих элементов. Они обладают различными свойствами, необходимыми для решения конкретной художественной задачи.
Достижение целостности объемно-пространственной формы при возможности свободного использования любых первичных свойств составляющих элементов будет рассмотрено в следующей главе.