Целостность архитектурной композиции проявляется в таком ее качестве как гармоничность всей структуры и ее компонентов. Сгармонизированные элементы находятся в неразрывной необходимой и достаточной взаимосвязи; они взаимообусловлены и взаимосогласованы.
Свойства каждого элемента строго дозированы, и они проявляются не только и даже не столько в собственном, абсолютном значении, сколько в своей подчиненности всей целостной форме.
Более того, свойства составляющих элементов только тогда наиболее полно проявляются, а отдельные элементы становятся органичными частями архитектурной формы, когда все они вступают во взаимодействие при построении целого в соответствии с его содержанием.
Поэтому целостность формы и единство ее соподчиненных элементов в теории архитектурной композиции рассматриваются в качестве основной закономерности, даже основного закона. Вся история архитектуры неопровержимо доказывает его жизненность.
В основном законе системности и целостности композиции получили отражение и воплощение общие принципы организации объектов окружающего мира.
Например, тесную связь и взаимное согласование элементов целостной формы демонстрируют ствол, крона и листья деревьев. Они расположены в строгом порядке, сгруппированы и объединены в целое за счет сбалансированности и равновесия, ритма и контраста, соразмерности и пропорциональных соотношений между главными и второстепенными компонентами.
Эти композиционные начала, присущие природным формам, получили эстетическое освоение и закрепление в опыте искусства и архитектуры в ходе социально-исторической практики. Приведем в качестве примера гармоничный ансамбль исторически сложившегося центра Витебска.
Различные по своим свойствам элементы в разное время заняли в архитектурном пространстве точно определенные места, образовав слаженную художественно выразительную систему их соподчинения.
Специфическими общими, своего рода типовыми составляющими архитектурной композиции, служат три объективные категории архитектурных форм: плоскость (или поверхность), объем, пространство.
Три категории архитектурных форм рассматриваются как отражение трех уровней выявления специфики свойств архитектурных элементов, возникающих в различных условиях зрительного восприятия.
Так, поверхность воспринимается как изолирующая оболочка объема, объем — как целостный организм, ограниченный системой плоскостей, архитектурное пространство — как часть реального пространства, ограниченная и расчлененная системой поверхностей и объемов. Границы между категориями архитектурных форм, конечно, условны.
Путем соответствующего развития элементов композиции по трем координатам и изменения условий ее восприятия можно, например, перевести фронтально организованную поверхность в объемную форму, объем — в развитое по глубине пространство, образованное закономерной расстановкой нескольких объемных форм.