Роль и значение отдельных памятников архитектуры в композиции города неодинаковы, поэтому при реконструкции к ним относятся по-разному. Особую группу составляют ансамбли и памятники архитектуры, которые в прошлом формировали композицию города в целом (Кремль, ансамбли Китай-города, Бульварного кольца, монастыри бывших линий укреплений). Этим ансамблям отводится ведущее положение в композиционных предложениях при реконструкции исторического центра города, новая застройка подчиняется доминирующей роли исторических зданий.
Немало памятников и ансамблей служат местными композиционными акцентами и определяют характер застройки в отдельных секторах города и на участках улиц. Такие ансамбли, как Царицыно, Коломенское, Кусково должны быть сохранены как памятники градостроительного искусства, такие же как Останкино, активно участвуют в формировании новых городских комплексов, играя определенную роль в композиции центра Северной планировочной зоны, наряду с телецентром, ВДНХ, аллеей космонавтов.
И, наконец, третья группа памятников архитектуры относится к фоновой застройке. В отдельности эти здания, как правило, не играют активной роли в композиции города, но значение фоновой застройки в целом чрезвычайно велико, так как сохранение вокруг памятника или ансамбля присущей ему городской среды важнейшее условие наиболее полного выявления его индивидуальности. Порой не представляя самостоятельной архитектурной ценности, они служат частью сложившейся системы. Малоценные здания могут быть заменены современными зданиями или зелеными насаждениями. Но при этом все подобные мероприятия должны осуществляться после всесторонней тщательной проектной проверки на основе детального исторического и архитектурно-ландшафтного анализа территории. Нельзя допускать расчистки, которая разрывает сложившуюся ткань города и привносит чуждые элементы и приемы в историческую его часть.