Витражи западного фасада церкви Сен-Дени

Витражи западного фасада церкви Сен-Дени не сохранились, но можно с уверенностью сказать, что не они послужили образцами для шартрских витражистов. Импульсом к созданию масштабного и целостного в композиционном и цветовом отношениях витражного триптиха явились, несомненно, витражи капелл хора церкви Сен-Дени, в первую очередь их главное новшество — излучаемый ими «сплошной свет».

О том, что именно витражи капелл хора были взяты шартрскими мастерами за образец, красноречиво свидетельствует общность в обоих ансамблях тем, иконографических формул и цветовых решений.

Очевидно также, что из Сен-Дени был заимствован и принцип построения витражных композиций шартрских окон. В двух из них основным структурным элементом является, как и в окнах Сен-Дени, круглый медальон, заполненный многофигурной сценой.

Целиком из медальонов составлена композиция южного витража, но больший, чем в Сен-Дени, размер окна позволил мастерам умножить количество медальонов до четырнадцати и расположить их не в один, а в два параллельных вертикальных ряда. Два верхних медальона — неполные, они частично срезаны дугами завершающей окно стрельчатой арки.

Южное окно заставляет вновь вспомнить гипотезу ученых, согласно которой средняя часть шартрского фасада была между 1145—1155 годами передвинута к западу. Витраж южного окна уже витража северного, так как по бокам его нет бордюра. Медальоны вплотную примыкают к краям оконного проема. Бордюр имеется только внизу, тогда как в двух других окнах фасада бордюры окружают всю композицию.

В пользу этой гипотезы свидетельствует и тот факт, что лишен бордюра витраж именно южного окна. Ведь и тимпан южного портала заметнее урезан, чем тимпан северного. Представляется, впрочем, что все эти изменения в тимпане и витраже южного портала и южного окна, а также в северном боковом портале, вероятно, могли быть произведены не в результате передвижения фасада, а в связи со строительством южной башни.

Медальоны входят составной частью и в композицию среднего, большего, чем боковые, окн£ фасада. Но там они существуют на равных правах с квадратами, чередуясь с ними в шахматном порядке. Двадцать семь кругов и квадратов образуют в среднем окне три ряда.

Структурная новация, появившаяся в окнах капелл хора церкви Сен-Дени — кованые, образованные оконной арматурой круги и полукружия, — в шартрских окнах воспринята не была. Во всех трех окнах арматура имеет вид простой прямоугольной сетки, членящей оконный проем на множество одинаковых квадратов.

Воспринятый из Сен-Дени мотив круглого медальона шартрские мастера воспроизводили посредством витражной техники, как, впрочем, и в некоторых окнах Сен-Дени. Круги очерчены линиями свинцовых оправ, держащих стекла.

Из Сен-Дени была заимствована и тематика шартрских витражей. Среднее окно триптиха иллюстрирует тему Детства Христа, северное — тему Страстей, в южном представлена композиция «Древо Иессеево». На западном фасаде Шартрского собора воспроизведены, таким образом, темы окон двух средних капелл хора церкви Сен-Дени.

Однако в характере раскрытия тем шартрские витражи существенно отличаются от витражей Сен-Дени. В шартрских циклах сцен Детства и Страстей Христа совсем нет ветхозаветных параллелей, которые присутствуют в каждой из витражных композиций Сен-Дени. Тем менее интересовали составителей шартрской витражной программы сложные идеограммы вроде «Квадриги Аминадава». Прихотливый рисунок мысли Сугерия сохранила в шартрском ансамбле лишь композиция «Древо Иессеево».

В этом шартрском витраже с буквальной точностью воспроизведена и удивительно удачная иконографическая формула, найденная мастерами Сен-Дени, гармонично сочетающая человеческие фигуры с геометрическими и растительными формами. Как и в Сен-Дени, благодаря полукружиям, обрамляющим среднюю часть витража, вся композиция охвачена красивым волнистым контуром, подчиняющим все ее элементы единому пульсирующему ритму.

Точно повторены в Шартре и фронтальные фигуры царей, и завитки ветвей, расцветающие на концах пальметтами и трилистниками, и сцена в нижнем квадрате, где изображены спящий Иессей, висящая над его изголовьем лампа и отдернутый занавес. Повторена и венчающая композицию фигура Христа с семью голубями — дарами Св. Духа — вокруг головы.

Однако в шартрском витраже благодаря вытянутым пропорциям окна ряд фигур удлинился: царей стало на одного больше — не три, как в Сен-Дени, а четыре. Сходны и цветовые решения обоих витражей: преобладают чистый голубой цвет и охристо-зеленые тона.