Дворцовая архитектура

Когда Рим был превращен в католическую столицу мира, очень сильно активизировалось строительство. Новые сооружения возводились в стиле барокко. Палаццо Боргезе и палаццо Барберини являются примерами раннего барокко. Их композиционные решения уже в полной мере демонстрируют черты, характерные для барочной архитектуры.

Строительство дворца Боргезе было начато около 1590 г. Лунги Старшим и продолжалось до середины XVII в. Одновременно с Лунги над возведением дворца работал Ф. Понцио, позже — К. Мадерна и К. Райнальди.

Дворец занимает участок неправильной формы, и его наружный фасад имеет замкнутый характер. Центром композиции служит внутренний двор, окруженный со всех сторон двухъярусными аркадами. Внутрь ведут два входа, которые расположены на взаимно перпендикулярных осях.

Структура развивается в глубь участка вдоль основной оси, на которой находятся парадный вход, внутренний двор и небольшой нарядный сад за ним. Главная и второстепенные оси находят продолжение в саду в виде дорожек и замыкаются пристенными декоративными фонтанами. Вся композиция строится на контрастном чередовании пространств: больших и малых, ярко освещенных и затемненных.

Палаццо Барберини архитектор Карло Мадерна начал возводить в 1628 г. После смерти зодчего строительство дворца продолжил Борромини, а затем Бернини. Палаццо расположено на участке неправильной формы.

Внутренний дворик, окруженный двухэтажными аркадами, является ядром композиции. Предпочтение отдано продольной оси, и вся композиция развивается в глубь участка. Центральная часть фасада в виде аркады образует глубокую лоджию и в плане имеет форму воронки, обращенной широким концом наружу.

Боковые крылья выступают вперед, создавая парадный открытый двор — курдонер, который впервые появился в дворцовой архитектуре. Главная ось, развиваясь в глубину, находит продолжение за пределами дворца в пандусе, поднимающемся по крутому склону, и завершается нишей со скульптурой.

Характерные особенности. В архитектуре дворцов на первый план выступают сложные построения, развивающиеся по центральной оси вглубь, с ярко выделенным главным входом, значение которого усиливается порталами, балконами, симметричными ризалитами.

Первый этаж чаще трактуется как цоколь, а верхние объединяются пилястрами. Со временем начинают использовать большой ордер пилястр, а затем пилястры вытесняются полу- и трехчетвертными колоннами, еще позже — отдельно стоящими колоннами. Композиция фасадов строится на усиленной пластике поверхностей: линии фасадов искривляются, ломаются, перед главным фасадом создаются дворы (курдонеры).

На главной оси располагается парадный вестибюль с лестницами и раскрывающимися анфиладами помещений. В интерьерах — роскошь и богатство: цветной мрамор, мозаика, стук, позолоченная лепнина, скульптурный декор и живопись, создающая всевозможные иллюзорные эффекты.

И в этом ярко проявляются особенности барочной архитектуры — склонность к усложнению пространства, глубинному развитию композиции, к усиленной пластике, богатству и разнообразию архитектурных деталей, к иллюзорным обманам.

Джакомо делла Порта — один из первых архитекторов, в творчестве которых проявляются черты нового стиля. После смерти Микеланджело он вместе с Виньолой завершал строительство собора Св. Петра: именно Порта принадлежит достройка барабана и возведение купола.

Вместе с ломбардцем М. Лунги Старшим делла Порта заканчивал Дворец Сенаторов на Капитолийском холме, начатый Микеланджело. Делла Порта достраивал церковь Иль Джезу после смерти Виньолы в 70-е годы XVI в. и во внешний облик церкви внес изменения, больше соответствующие новой стилистике: сдвинул пилястры, ввел раскреповки антаблемента, пластически усложнил обрамление входа, сделал более скульптурными волюты. Церковь Иль Джезу приобрела черты еще более барочного сооружения.

Лоренцо Бернини — гениальный скульптор и архитектор эпохи зрелого барокко построил три церкви; все представляют собой центрические купольные сооружения. Самая знаменитая из них — церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (церковь святого Андрея), возведение которой относится к 1658-1670 гг..

Овальный план повернут длинной осью поперек главной оси, которая через богато декорированный главный вход проходит к алтарю. Полукруглая паперть и ступени выступают вперед. Внутреннее пространство расчленено капеллами.

По главной оси располагаются входная и алтарная ниши. Объем церкви перекрывается овальным кессонированным куполом с ребрами. Цельность внутреннего пространства подчеркивает цветовое решение: стены из темного мрамора, купол — белый с золотом.

Структура внутреннего построения ясно читается на фасаде: нижний овальный цилиндр охватывает капеллы и с помощью волют переходит в верхний. Вход сделан в виде портика с полуротондой, которая увенчана криволинейным разорванным фронтоном с вписанной в него короной. К творчеству Бернини мы вернемся позже.

Архитектор Франческо Борромини — другой крупнейший архитектор зрелого римского барокко, скульптор, в творчестве которого получили развитие своеобразные криволинейные решения фасадов, интерьеров, невероятные, динамичные пространственные построения. Его работы отличает безудержная фантазия, и в них все выразительные средства доведены до предела. Спектр интересов Борромини был широким: он строил палаццо, церкви, монастыри, был талантливым скульптором.