Испанская лестница, построенная зодчими Алессандро Спекки и Франческо де Санктисом

Ансамбль формировался на протяжении долгого времени. В конце XV в. по приказу французского короля Карла VIII на горе была построена церковь Св. Троицы для ордена св. Франциска, поэтому в этом сооружении воплотилась двухбашенная композиция, характерная для церковной архитектуры Франции Средних веков.

Когда спустя сто лет Фонтана продолжил улицу Бабуино, это предопределило необходимость ее композиционной связи с храмом Св. Троицы. Завершить ансамбль, создав эффектную уникальную лестницу, удалось только в XVIII в. архитекторам Спекки и де Санктису.

Наверху перед храмом был установлен египетский обелиск, который своей вертикалью подчеркнул планировочную ось композиции, внизу отмеченную фонтаном Баркачча в виде ладьи. Автором этого фонтана был Бернини- отец. Лестница соединяет два уровня: нижнюю улицу Бабуино и верхнюю, идущую к огромной базилике Санта Мария Маджоре. Жилые дома по сторонам ступеней фланкируют разрыв плоскостной застройки улицы, сквозь который открывается вид на торжественную лестницу почти в 140 ступеней и храм на ее вершине.

Фонтан Треви — феерическое сочетание архитектуры фасада дворца Поли, мощных каскадов воды древнего источника, гигантских мраморных статуй и словно естественного нагромождения скал. Архитектор Сальви и скульптор Браччи обладали исключительной фантазией и создали композицию, представляющую собой яркий пример архитектуры римского барокко позднего периода. Фонтан был сооружен в середине XVIII в..

Архитектура Италии 1630-1680-х г. за пределами Рима не была, за редким исключением, столь блистательной, как в столице католического мира. Однако и в Венеции, и в Турине, и в некоторых других городах Италии работали талантливые зодчие, сооружения которых являются яркими примерами архитектуры барокко за пределами Рима. Остановимся на постройках архитекторов Лонгены в Венеции и Гварино Гварини в Турине.

Самой значительной постройкой зодчего Лонгены и ярким примером архитектуры барокко служит церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, которую возводили ровно полвека: с 1631 по 1681 г. в благодарность Деве Марии за избавление от страшной эпидемии чумы. Эта церковь занимает очень важное место в градостроительной структуре города — расположена у начала Большого канала и является одним из характерных и неотъемлемых сооружений Венеции.

В основу ее композиции положен правильный восьмигранник, перекрытый куполом. Главная композиционная ось развивается в глубину, образуя последовательную смену объемов: подкупольное пространство, алтарная часть, хор. Восемь мощных устоев, несущих купол, создают обход, который окружает восьмигранник.

Его стены с внутренней стороны на каждой грани имеют по три глубоких ниши по бокам от главной оси. Эллипсовидный объем хора также перекрыт куполом. Волюты, окружающие высокий барабан купола, объединяют его с более низким восьмигранником наружного объема церкви. Они же гасят распор купола. Церковь имеет очень нарядный вид и облицована белым мрамором как снаружи, так и внутри.

Гварино Гварини — монах, математик, архитектор — работал в разных городах Италии и Франции. Талант архитектора поставил его в один ряд с Борромини по напряженности, динамичности форм. Он строил церкви, капеллы, дворцы. Его авторству принадлежит палаццо Кариньяно в Турине, построенное в 1680 г.

Живописный симметричный план с эллиптическим вестибюлем, огибающими его лестницами, сложными перетекающими пространствами, волнообразным фасадом поставили это великолепное сооружение в один ряд с выдающимися постройками барокко.

На рубеже XVII-XVIII вв. значение Рима как главного художественного центра общеевропейского масштаба значительно ослабело. На смену ему пришла крупная школа градостроительного искусства во Франции, одновременно с которой развернулось строительство городов в послепетровской России.