Теоретические труды Возрождения

С распространением новых концепций Возрождения архитектура перестала быть только сводом практических знаний. Она стала наукой и требовала владения многими дисциплинами: планом, перспективой, математикой, терминологией, знанием античных ордеров.

Перед архитектором вставали как технические проблемы, так и другие, более общие. Трактат Витрувия был воспринят зодчими как актуальный источник знаний. Трактат был несколько раз издан в Риме, затем последовали издания во Флоренции и Венеции. Он был написан латынью с греческими терминами и не имел иллюстраций.

Поэтому заслуга фра Джокондо, благодаря которому трактат увидел свет в Венеции в 1511 г., состоит прежде всего в создании иллюстраций. Однако, несмотря на это, трактат все равно был не слишком пригоден к использованию, так как архитекторы в отличие от ученых в большинстве своем не владели латынью.

В 1521 г. вышло издание на итальянском языке. Последующие издания как в Италии, так и в других странах Европы использовали этот опыт.

Достоинства трактата Витрувия состояли в том, что автор излагал основы архитектуры, следуя своим принципам. Он выдвинул теорию соотношений, основанную на музыкальных пропорциях, сформулировал теоретические проблемы искусства и возвысил его дух.

Но теории Витрувия ко времени Возрождения безнадежно устарели. Требовался новый теоретический труд. Леон Баттиста Альберти почувствовал это и написал свой трактат «Десять книг о зодчестве» около 1450 г. (Им написаны и другие труды: «Три книги о живописи», «О статуе», «Математические забавы» и некоторые другие.)

Его труд имел успех, получил распространение в виде красивых манускриптов, но адресованы они были главным образом ученым, а не архитекторам-практикам. Заслуга Альберти состояла в том, что он обратил внимание на фундаментальные проблемы архитектурного творчества и способствовал воспитанию просвещенных приверженцев античного стиля.

Многие архитекторы, осознающие потребность в теоретических основах, начинали писать трактаты, но в силу разных причин чаще всего оставляли наброски. Таковы труды Франческо ди Джорджо, Джулиано да Сангалло и — следующего поколения — делла Вольпайи и Джованни Франческо да Сангалло.

Первым, кто смог почти полностью осуществить свой замысел, был архитектор, увлекавшийся теорией и преподаванием больше, чем практикой, — Себастьяно Серлио. Он запланировал десять книг, каждая из которых была посвящена одному виду искусства, но публиковал их в беспорядке: четвертую книгу об ордерах — в 1537 г., в 1540 г. — третью книгу о древностях Рима и т.д.

Переехав по приглашению Франциска I во Францию, в Фонтенбло, он продолжил публикацию уже на двух языках. Книги Серлио стали важной вехой в литературе по архитектуре. Автор не только описывал древности, но и включал проекты, которые являлись вариациями простых геометрических фигур.

С 1559 г. Жак Андруэ Дюсерсо, прекрасный рисовальщик, но не архитектор, последовательно издал две книги, поместив в них проекты гражданских зданий, рассчитанных на разные материальные возможности потенциальных застройщиков. Книги имели успех и оказали влияние на французскую замковую архитектуру.

Большую известность получили теоретические труды Андреа Палладио «четыре книги об архитектуре», изданные в 1570 г. в Венеции. Книги оказали влияние на архитектуру двух столетий.

Автор начал с античных образцов и показал их применение, поместив свои собственные проекты, в большинстве своем реализованные. Палладио подверг жесткой критике трактат Альберти и, благодаря печатному изданию (с собственными иллюстрациями), вполне восстановил в правах оригинал Витрувия. В 1567 г. Филибер Делорм издал «Архитектуру» — книгу, в которой отошел от строительной практики, прибегнув к манере Витрувия.

Помимо фундаментальных изданий, которые пытались решить глобальные проблемы и выдвигали основополагающие идеи зодчества, Возрождение оставило книги в более узком и чисто практическом направлении — своего рода руководства по применению ордеров, их линий и пропорций.

Первое руководство было издано в Испании в 1526 г. Диего де Сагредо. В 1537 г. вышла одна из книг Серлио, которую вскоре перевели на фламандский, немецкий и французский языки. Затем последовали издания в германских странах — Вальтера Рифа по прозвищу Ривиус и Ганса Блюма.

«Правило пяти ордеров» Джакомо Бароцци да Виньола, изданное в печатном виде в 1562 г., показало, какой существенный сдвиг произошел в характере архитектурных знаний. В книге мало текста и основную информативную нагрузку несут изображения. Издание представляло собой квинтэссенцию знаний.

Однако в своих постройках Виньола не пользовался своей же системой. Нужно отметить, что по своей простоте и удобству эта книга затмила все остальные.

Много внимания в трактатах эпохи Возрождения уделялось вопросам градостроительства. Идея создания идеального города во все времена оставалась животрепещущей. Родоначальник утопического социализма Томас Мор (1478-1535) предложил создание острова Утопия с 54 городами, в которых почти все должно было быть бесплатным.

Планы городов были правильной геометрической формы с четкой системой улиц и площадей. Радиально-кольцевая планировочная система являлась основой города нового типа и у Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Трактаты эпохи Возрождения опирались на научные, технические и эстетические взгляды своего времени, на вновь обретенные теоретические труды античных авторов, в первую очередь Витрувия, который придавал огромное значение созданию комфортной архитектурно-пространственной среды и условий жизни.

Эти требования в полной мере были созвучны мировоззрению эпохи Ренессанса. Теоретические учения этой эпохи о градостроительстве были утопичны по многим показателям, тем не менее они оказали влияние на практику градостроительства.

Некоторые положения были использованы при строительстве крепостей в пограничных городах и небольших портах, которые строились в Италии в XVI-XVII вв. Авторами многих из них выступали известные архитекторы того времени: Микеланджело, Сангалло старший и Сангалло младший, Скамоцци и др. Подробно вопросы истории градостроительства рассматриваются в специальном лекционном курсе.

Эпоха Возрождения стимулировала изучение самых разнообразных отраслей наук. Круг вопросов, которыми занимался Леонардо да Винчи, невероятно широк. Он изучал медицину, сказав в ней свое веское слово, биологию, оставив и в ней свой след, механику, математику.

Он впервые применил принцип «момента сил», вывел формулы, позволяющие приблизительно определять усилия, возникающие при продольном и поперечном изгибе (эту проблему решали и в XX в.). Его записные книжки так до конца не расшифрованы.

Галилей продолжил изучение законов теоретической статики и механики, заложив начала теории сопротивления материалов. Выше упоминалась книга Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и архитекторов».

В конечном итоге архитектура Возрождения получила все необходимые книги, отвечающие различным потребностям, — от общей теории до сборников образцов и практических руководств.