Городское жилище и дворцово-замковая архитектура

В XVI в. сильно менялся облик городов, перестраивались старые здания, строилось много новых, высота которых иногда достигала трех-четырех этажей. В XV в. в городах была учреждена должность архитектора, который должен был следить за строительством домов рядовых горожан и крупных общественных зданий.

Немецкая любовь к порядку проявлялась в требованиях располагать фасады на одной линии, ограничении высоты, мощении улиц. При расчистке улиц делались попытки уничтожить эркеры и выступы, характерные для бюргерских домов, но это не имело успеха. В последующие века эркеры получили еще большее распространение и стали характерной деталью жилого дома.

Богато украшенные жилые дома, нарядные ратуши, большие церкви с высокими башнями являлись отражением экономического, культурного и политического расцвета немецких городов в XIV-XV вв.

В это время сложилась бюргерская архитектура, для которой было характерным почти полное единообразие вне зависимости от социального статуса владельца. Вплоть до середины XVI в. старые торговые города были центрами культуры, а жилые дома бюргеров, ратуши и другие общественные сооружения являлись ведущими архитектурными типами немецкого возрождения.

С середины XVI в. центры архитектурного творчества переместились в княжеские столицы, хотя старые торговые города, такие как Аугсбург и Нюрнберг, не потеряли своего значения средоточий искусства.

Развитие немецкого городского жилого дома относится к XIII-XIV вв. В последующие два столетия планировка и конструкции дома практически не изменялись. Обычно дом располагался фронтоном на улицу, несколько позже дома стали разворачивать к улице продольным фасадом.

В эпоху Возрождения, в XVI-XVII вв., период своего технического и художественного расцвета переживало фахверковое строительство. Фахверк использовали и при возведении крупных общественных сооружений, хотя главным местом применения таких конструкций было жилищное строительство.

Все элементы каркаса украшались резьбой, профилировались. В Южной Германии, где традиционно использовалось оштукатуривание фасадов (в отличие от Северной Германии, где кирпичные дома не штукатурили), их часто раскрашивали, изображая фантастическую архитектуру.

Если до середины XVI в. ведущее место в развитии немецкой архитектуры занимал и бюргерский дом и крупные общественные сооружения, то позже, в силу изменений военно-политических условий, к изменившимся требованиям жизни начали приспосабливать старые замки-крепости.

Постепенно сложился новый тип сооружения — дворец. Княжеские дворцы второй половины XVI в. принадлежат к числу важных в художественном отношении построек немецкого возрождения.

Памятником раннего Возрождения в Германии служит замок-дворец Гартенфельс близ Торгау, значительно перестроенный в середине XVI в. Конрадом Кребсом. К числу выдающихся построек немецкого возрождения относится замок Ашаффенбург, построенный в начале XVII в. архитектором Г. Видингером.

Несмотря на замкнутый характер постройки, укрепленной по углам башнями, в его фасадах использованы карнизы, а окна расположены правильными рядами.

В соответствии с требованиями изменяющейся жизни в XVI в. возникли новые типы построек: крытые рынки, разнообразные складские сооружения, помещения для городских весов.

Видоизменились ратуши, которым из-за расширения их функций требовалось увеличение площадей. К ним пристраивали дополнительные помещения: канцелярии, залы суда, помещения для стражи, арсеналы и др. В городах возводили школы, университеты, госпитали, богадельни.

Спецификой развития архитектуры Германии в XVI в. была живучесть традиций готики на фоне архитектуры Возрождения. И когда готика наконец себя изжила, в Германии начался переход к барокко.