Строительные приемы и конструкции в эпоху Готики

Информации о строительстве в Средние века сохранилось меньше, чем об античном зодчестве. Сведения до крайности скудны, что дало пищу для многочисленных предположений. Недостаток этих сведений, с одной стороны, обусловлен низким уровнем грамотности населения, с другой — тщательным сокрытием приемов мастерства каждой строительной гильдией при их большой конкуренции.

Неграмотность была распространенным явлением не только среди широких масс населения, но даже среди монархов. Иоанн Безземельный в XII в. не подписал Великую хартию вольностей только потому, что был неграмотным.

Одним из немногочисленных трудов по строительству того времени стала книга Виллараде Оннекура, которая состояла из 33 листов пергамента с рисунками с обеих сторон. Книга относится приблизительно к 1225—1250 гг., периоду высокой готики во Франции. В ней представлены планы, разрезы и фасады готических соборов, в том числе Реймского.

Рисунки выполнялись с тщательностью миниатюр, с предварительными построениями, линии которых заметны на чертежах. Книга содержит изображения некоторых незамысловатых приспособлений, таких как медный шар из двух половинок, который служил для обогрева рук, если в него закладывались угли, или рисунок орла, у которого зажигаются глаза во время чтения дьяконом Евангелия.

Исключением является пила, работающая на основе блоков, для опиливания верхушек свай под водой. Однако все эти приспособления не входят ни в какое сравнение с механизмами Античности. Известны также трактаты аббата Сюжера, написанные между 1140 и 1144 гг.

Аббат был заказчиком строительства собора Сен-Дени в Париже. К наиболее интересным сведениям из его трудов можно отнести сообщение о транспортировке колонн, подобных уже стоявшим в базилике, построенной еще при Каролингах. Аббат описывает, как колонны могут быть доставлены из терм Диоклетиана морским путем, а затем по р. Сене в Париж.

Дороговизна такого пути вынуждала искать каменоломню поблизости, после чего доставлять колонны по суше. В этой тяжелой работе, по свидетельствам аббата, участвовали представители всех слоев населения, от крестьян до сеньоров в сельской местности и ремесленников в городе.

В труде Сюжера приводятся сведения о сильной буре во время заупокойной мессы по королю Дагоберу, способной разрушить храм. Только обращение за Божественной помощью, по его словам, предотвратило разрушение базилики. Беспокойства о сохранности собора были небеспочвенны.

Конструкции готических соборов страдали от многих недостатков, в том числе и потери устойчивости во время сильных бурь, когда ветровая нагрузка становилась критической дтя тонких конструкций соборов. При этом нерушимость того или иного храма часто связывали не с достоинствами конструктивного решения и методов строительства, а с Божественным Провидением.

Так, в падении башни Винчестерского собора в 1107 г. во всем обвинили грешника Уильяма Руфуса, который был захоронен в соборе. В XII в. обрушилась капелла Девы Марии в Дареме, причиной чего послужили плохие фундаменты, а отнюдь не строительство, не угодное Богу. Существует еще несколько трудов XV в., которые хранятся в Венской библиотеке: «Геометрия» Хойча и Шмуттермайера, труд о возведении шпилей и пинаклей Рорицера и, наконец, учебник Лахера. Однако все труды посвящены исключительно возведению зданий и не содержат информации по вопросам проектирования.

Отдельные сведения, тем не менее, оказалось возможным почерпнуть из сохранившихся денежных отчетов. Строительство крупного собора требовало привлечения квалифицированной рабочей силы и мастеров из строительных гильдий.

Известно, что Эдуардом I для участия в строительстве в 1277 г. замков в Уэльсе, которые должны были стать его оплотом в войне, было привлечено 3000 рабочих, в их числе 800 плотников и 300 каменщиков, также был приглашен инженер-фортификатор. Рабочих вербовали из самых отдаленных мест, находившихся даже на расстоянии 300 км.

Вознаграждение составляло 1 шиллинг и 3 пенса в неделю для каменщика низшего разряда и 3 шиллинга с дополнительным вознаграждением для каменщика-мастера. Отчеты содержат сведения о материалах, используемых в строительстве. На строительную площадку доставляли камень, песок, известь, дерево.

Так как качество средневековых дорог значительно уступало и античным дорогам, и дорогам современного им Китая, и даже дорогам империи инков, то материалы старались находить поблизости от стройплощадки, но если можно было доставить материалы по воде, то их привозили даже за 30 км. Камень для Кентерберийского собора в Англии был доставлен по морю из Кана, который расположен на северо-западе Франции.

Стекло, свинец, олово и железо привозили издалека. Объединение мастеров-каменщиков в гильдии относится к XIII в., когда они стали играть заметную роль в жизни городов и строительном деле. Если о проектировании здания некоторые сведения сохранились, то назначение размеров элементов конструкции остается загадкой.

По-видимому, многое сохранялось в строжайшей тайне. Это создавало возможность получать заказы далеко за пределами собственной страны. Так, Виллар отмечал свою поездку в Венгрию в начале XIII в., Уильям из Санса приехал из Франции в Англию, чтобы стать камеи щи ком-маете ром на строительстве Кентерберийского собора в XII в., а Этьен де Бонней отправился из Парижа в Уппсалу (Швеция) в качестве мастера-каменщика местного собора.

В начале 1386 г. приступили к строительству огромного собора в Милане, который уступал размерами только собору в Севилье (начало строительства — 1402 г.). Сохранился чертеж фасада Миланского собора, опубликованный в 1521 г.. Для этого строительства пригласили иностранных специалистов. Известно, что была создана модель собора, которая пригодилась при его возведении, вызывавшем много профессиональных споров.