Рядом с работал тонкий знаток античных ордеров Джакомо Бароцци по прозвищу Виньола. Его трактат «Правило пяти ордеров архитектуры» стал настольной книгой для его современников и будущих поколений архитекторов. продолжил опыт Рафаэля в строительстве вилл.

Эти небольшие сооружения, или комплексы, получили особое распространение чуть позже, в эпоху Позднего Возрождения. Однако опыт Виньолы в этом направлении представляет большой интерес. построил дворец Фарнезе в Капрароле, а также несколько вилл. Особое значение приобрела вилла Папы Юлия II, построенная в Риме в 1559 г. и вилла Джулия (1551-1555).

 Вилла в это время меняет свою функциональную суть, превращаясь из семейного загородного дома в представительное здание богатого сословия и церковных иерархов. Вилла приобретает черты светского парадного сооружения. План создавался по принципу строго осевого построения. Образцом служила вилла Папы Юлия II. Вилла спускается террасами по склону холма, не теряя своего осевого развития.

Большое количество различных по композиции помещений и видов открывается перед зрителем, проходящим вдоль основной оси комплекса. Вилла Джулия не столь велика, но в ней чувствуются отголоски творчества Микеланджело. Акцент входа в здание на фасаде с размещенным на нем балконом напоминает идеи палаццо Фарнезе.

Здание имеет ярко выраженный тектонический характер и тяготеет к классическим традициям Возрождения. Вилла была построена в садах Ватикана. Там же было возведено еще одно здание, получившее название казино Пия IV, оно, также как и вилла, служило для папских торжеств, празднеств и отдыха.

Рафинированность изысканной культуры, характерной для дворов европейских монархов того времени, равно как и папский двор, несмотря на Контрреформацию и поиск нового духовного опыта, выразилась со всей очевидностью в этих двух столь отличных друг от друга зданиях, которые отразили потребности высшего общества своего времени. Если в вилле Джулия с помощью ордера объединил все декоративное убранство фасадов, то в казино Пия IX, которое построил Пирро Дигорио, вообще отсутствует какой бы то ни было ордер.

Весь внешний облик определяют бесчисленные рельефы и надписи, лепнина и скульптура, мраморная инкрустация и мозаика. Огромные различия в архитектуре двух этих зданий не помешали им остаться образцами эпохи барокко.

Последняя четверть XVI в. стала временем Позднего Возрождения. Памятники этого периода в основном сконцентрировались в Венеции. Еще в 1527-1528 гг., после разграбления Рима, многие художники и архитекторы бежали из папского государства, бывшего для них источником заработка и полем для профессиональной деятельности. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели и Якопо Сансовино, три архитектора, которые перенесли в Венецию новые приемы архитектуры Возрождения, сформировавшиеся еще в Риме.

Через десять лет группу пополнил Андреа ди Пьетро, получивший прозвище Палладио. К этому времени Венеция была наиболее густонаселенным городом Италии, в котором проживало 125 тыс. человек, в то время как во Флоренции жило только 60 тыс., а в Риме — всего 50 тыс. человек. Они приехали искать счастья в город, открывавший для них широкие возможности.