Сикстинская капелла. Яркий пример архитектуры эпохи Возраждения

Сикстинская капелла – один из величайших музеев современности. Ранее это была обычная церковь. Архитектору Джордже де Дольчи было поручено строительство капеллы еще в 15 столетии. Сегодня Капелла не только яркий пример эпохи Возрождения, а также грандиозный музей и памятник архитектуры в целом.

История создания Сикстинской капеллы

Имя понтифика Сикта, который положил начало строительству, и дало название объекту. Изначально это строение возводилось как часовня, и предназначалось для выборов понтифика. Сикст IV созвал в Рим художников из Флоренции. Среди них были такие знаменитые мастера, как Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и Доменико Гирландайо. Их задачей было разрисовать стены капеллы фресками. Работа длилась на протяжение одиннадцати месяцев.

Первоначальное украшение купола Сикстинской капеллы было весьма скромно. Художник Пьеро Маттео д’Эмилия украсил его звездным небом. Уже позже, при папе Юлии II, потолок перекрашивал Микеланджело Буанаротти. Ему нужно было лишь нарисовать двенадцать апостолов и какой-нибудь фон для них. Предложение не слишком порадовало мастера, так как он был скульптором и фресками никогда не занимался.

Полет фантазии Микеланджело не остановился на двенадцати фигурах и изобразил более грандиозный проект. Силуэтов оказалось более трехсот. В итоге получилось настоящее произведение искусства.

Вид капеллы изнутри и снаружи

Внешне капелла не представляет особого интереса. Выглядит довольно просто и скромно, так как строилась в оборонительных целях. Внешне похожа на храм Соломона из библейских рассказов. Однако войдя внутрь, она поражает великолепием фресок величайших мастеров того времени.

Здание состоит из трех ярусов. Снизу были обычные росписи. Выше, на втором ярусе, расположены фрески на темы из Ветхого Завета и картины жизни Христа из Нового Завета. А на самом верху были изображения понтификов, умерших в муках.

Художники, работавшие в капелле

Ученик умбрийской школы Перуджино выполнил две картины из жизни Христа и одну сцену из Ветхого Завета. Далее в работу включились мастера флорентинцы. Они расписывали стены Сикстинской капеллы. Реставрировал старые фрески и создавал новые еще один непревзойденный художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Оформление потолка Сикстинской капеллы было для него нелегкой работой, так как по профессии Микеланджело являлся больше скульптором, и фрески были для него новым делом. В основном, вся работа велась рукой художника лично. Изредка допускались подмастерья, помогающие в мелких деталях. На полное украшение купола у Микеланджело ушло четыре года.

Фрески капеллы

Всего было выполнено шестнадцать фресок. К сожалению, до наших дней сохранились только двенадцать из них. Это сложные композиции, повествующие о жизни библейских персонажей. Потолок содержал эпизоды из Книги Бытия и имеет следующие линии событий:

  • сцены сотворения мира
  • изображения Адама и Евы
  • сложность бытия людей, изгнанных из рая

Самая знаменитая фреска «Сотворение Адама» является центральной под куполом Сикстинской капеллы. Впервые бог был изображен седовласым старцем. И сегодня мы привыкли видеть его именно в таком образе.

«Страшный суд» — это еще одна знаменитая фреска, выполненная на огромной алтарной стене. В свое время вызвала противоречивые чувства. Ею и восхищались, и жестоко критиковали. На фреске были изображено очень много голых людей и многие посчитали это неприемлемым, поэтому помощникам Микеланджело пришлось дорисовывать одежду по приказу папы римского.

Современная жизнь фресок вне капеллы

В Сикстинскую капеллу заходят до десяти тысяч посетителей. Большой поток туристов, толпящихся у фресок и заслоняющих то одну, то другую, не дают в полной мере насладиться произведениями искусства. А те фрески, что повыше, также мешают оценить работу великого мастера, так как детали не рассмотреть. По этим причинам было найдено замечательное решение — устроить выставку работ Микеланджелло Буанарроти. Все, кто посетит это мероприятие, получит уникальную возможность увидеть фрески капеллы максимально подробно, чтобы прочувствовать масштаб талантливой работы мастера. Эти образцы выглядят не хуже, чем оригиналы в Ватикане.