В 1764 году Роберт Адам подробно описал реконструированный Сион-хаус герцога Нортумберлендского. Он описывает как отделку, так и функциональное назначение комнат:
«Французский стиль лучше всего подходит для удобной и элегатной жизни… Холлы, как в Англии, так и во Франции, — это просторные помещения, предваряющие вход в остальные комна ты дома, где гостей встречают слуги в ливреях. Здесь, какв остальных домах, холл представляет собой комнату огромных размеров, украшенную лепниной»’.
Он тонко подмечает различия между французами и англичанами:
«Чтобы постичь исскуство жить, возможно, необходимо прожить какое-то время среди французов и изучить привычки этого дружелюбного и общительного народа. Однако в одном наши обычаи, определенно, не позволяют нам подражать им.
Во Франции столовые редко или никогда не являются частью большого дома, а располагаются за его пределами, красоте их убранства уделяется мало внимания. Причина этого очевидна; французы собираются там только для того, чтобы поесть, поэтому великолепие стола заботит их больше, чем отделка помещения, и как только трапеза подходит к концу, они немедленно переходят в гостиную… У нас же дело обстоит иначе. Следуя привычке или вследствие климата мы не отказываем себе в удовольствии посидеть за бутылочкой… Столовые для нас — это место для бесед <… >, когда после ужина дамы удаляются <…>, оставляя [мужчин] в более непринужденной обстановке, и беседа принимает иной характер — исчезает сдержанность, затрагиваются более серьезные или же, наоборот, вольные темы».
Мебель в стиле Регентства и Рококо
Мебель эпохи Людовика XV повторяет образцы периода Регентства. Появляются такие новые виды мебели, как фотой (от фр. fauteuil — кресло) — кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подлокотниками. Глубокое кресло со сплошными мягкими подлокотниками и, как правило, незакрепленным сиденьем в виде подушки называлось бер- жер. Канапе — это небольшой мягкий диван, шезлонг — разновидность кресла для отдыха с вытянутым сиденьем. Подобная мебель появилась из-за стремления к комфорту и уюту. Более разнообразной стала и мебель для хранения вещей, появились новые разновидности письменного стола, например, стол с откидной столешнецей или бюро с цилиндрической крышкой.
Парижские отели
Потери, которые Франция понесла в войнах с Англией, привели к тому, что средства, предназначенные для строительства королевских дворцов, сократились. На смену таким грандиозным проектам, как строительство дворца в Версале, купольных церквей и перестройка Лувра, в эпоху Людовика XV пришли более скромные городские особняки и небольшие королевские дворцы; интерьеры отделывались в более изящном стиле рококо. В Париже дома, строившиеся для богатых и влиятельных семейств, имеют различную планировку и отделаны в стиле рококо. Большое значение придается комфорту.
Ученик Мансара, Габриель Жермен Боффран (1667-1754) проектирует отель д’Амело в Париже с эллипсовидным двором со службами, расположенными перед главным фасадом и по обе стороны от него. Комнаты имеют необычную форму, например, восьмиугольный вестибюль с лестницей. В 1735 г. Боффран проектирует эллипсовидный зал для построенного ранее отеля Субис. Окна, двери, зеркала и картины обрамлены позолоченным орнаментом в стиле рококо. Планировка комнат простая, но скульптура, хрустальная люстра и другие элементы декора создают впечатление необычайной пышности.